На Луну со Скрипкой
07.06.2010
—
Новости Общества
5 июня в Силичах состоялся уже привычный белорусскому уху фестиваль «Рок за Бобров». «Деньги, полученные за билеты, будут отданы в фонд спасения бобров?» - интересуется иностранный гость, узнавший о фесте. «Нет, - отвечают ему. - Просто раньше фестиваль проходил в Бобруйске, а вообще, это такое пиво - «Бобров». К чести компании Heineken в Беларуси, которая и проводит данный фестиваль, именно в нашей стране он бесплатный, в отличие от фестов, проводимых компанией в странах Европы.
Тем не менее все зрелища, которые в нашей стране можно получить бесплатно, требуют особого ритуала: нужно выстоять огромную очередь к металлоискателю и избавиться таким образом от всего лишнего, наносного, металлического и алкогольного. Через магические черные врата в конце концов всякий человек проходит уже мягким, незлобивым, расслабленным - в нем нет ни металлических частей, ни опасных приспособлений, он внемлет конкурсу молодых групп и не испытывает негативных эмоций.
Несмотря на безалкогольность фестивальной территории, дух пива витает где-то неподалеку, вокруг огороженной зоны. Его пили расположившиеся на зеленой горе крошечные человечки, оно - в виде пустой уже тары - штабелями покрывало дорогу от металлоискателя N1 к металлоискателю N2 и совсем уж неожиданными «полторачками» всплывало в толпе перед сценой.
Согласно эстетике рок-фестиваля, вокруг осуществлялось в основном добро. Сильные мира сего помогали слабым. Заслуженные мэтры отслушивали молодые рок-группы, борющиеся за право выиграть гитару с логотипом «Бобров» и участок на Луне, где организаторы фестиваля пообещали построить рок-городок. Молодые группы демонстрировали все архетипичные фестивальные свойства молодых групп - оторванность от реальности, смачную привязку к модным музыкальным течениям, которые были популярны где-то в начале 2000-х, стремление играть в жанре «ревайвл-рок», но при этом ориентироваться, разумеется, на первый альбом Interpol.
Отличной иронией в этом потоке воинственной юности оказался тот факт, что лучшим молодым коллективом стал гомельский бэнд «Бан Жвирба», еще с конца 90-х жарящий бодрый танцевальный фолк-рок. Виталик «Артист» из «Без Билета», находившийся в жюри, отметил, что чрезвычайно рад этому факту. В 2000г. совсем юные «Без Билета» и ровно такие же молодые «Бан Жвирба» вместе участвовали в конкурсе молодых групп на «Басовище» и вместе проиграли. Теперь все поменялось - «Без Билета» уже рок-короли, а «Бан Жвирба» по-прежнему молодая группа. Что ж, понятие молодости в рок-н-ролле - штука растяжимая.
Впрочем, многим зрителям понравились и крикливые англоязычные блюз-рокеры Yellow Brick Road, и потусторонние Tok Rukoo, группа с дурацким названием, на сцене представляющая достаточно убедительные вариации на тему групп Pulp и Modest Mouse.
В какой-то момент все вдруг побежали «заселять лунный город». Заселение выглядело странно, но символично - пришли все рок-музыканты Беларуси с семьями и детьми, все рок-журналисты Беларуси с компакт-дисками под мышкой, подписали гигантские белые шарики маркерами и отпустили их в небо. Каждый получил еще и сертификат о том, что теперь у него есть участок на Луне, в Городе Рока. Не отпущенные на волю шарики тут же расхватали посетители. К девочке лет 15, успевшей стянуть шарик, подошла другая девочка и гадким прозрачным голоском сказала: «Девочка, а девочка, а отдай мне шарик!» Вдруг сразу стало понятно, что вокруг много девочек, и что вообще на фестивале огромное количество подростков, и что это детский рок-фестиваль. Какое уж тут пиво! Подросткам оно, кстати, и не нужно - они литрами пьют чуть пьянящий пузырящийся квас, танцуют с облачками сахарной ваты, стоят в очереди, чтобы специально обученные девушки нарисовали у них на щеке логотип «Рок за Бобров», и валяются на траве, укутавшись в одеяльца.
Вспомнили, что в прошлом году на фестивале тоже прошла социальная акция - деятели белорусского шоу-бизнеса сажали деревья. Некоторые об этом вспомнили и пошли «смотреть на свои деревья». С деревьями все было не очень хорошо. «Наше дерево сдохло!» - перекрикивались музыканты. «Наше тоже! Зато на нем есть листья! Хотя они, кажется, с прошлого года, потому что они все черные». Корреспондент «БелГазеты» решил устроить рок-гадание по живым и мертвым деревьям, но все выглядело как обещание трагедии - рядом с засохшими дубками Пита Павлова и Александра Куллинковича бодро зеленел клен Евгения Колмыкова; около черноватого мертвого деревца группы «Дети Детей» шелестело нагловатой зеленой листвой дерево The Toobes, а вокруг дерева «Океана Эльзы» даже цвели полевые цветы. Дерево, посаженное корреспондентом «БелГазеты» вместе с рок-княжной Русей, сдохло ровно наполовину, но чья где была половина, сложно предположить.
Пока посетители рассматривали деревья и ожидали выступления хедлайнеров, с ведущим концерта Александром Помидоровым проходили всевозможные развлекательные штуки на тему, кажется, его недавнего посещения в Варшаве концерта рок-коллектива AC/DC. Конечно, не исключено, что это просто совпадение. «А теперь мы покажем, умеем ли мы прыгать, как Ангус Янг!» - анонсирует Александр конкурс для зрителей. Потом начинается конкурс для гитаристов - разумеется, каждый гитарист должен сыграть соло из песни Highway To Hell. Помимо вездесущих AC/DC, в промежутках между выступлениями групп на площадке звучал старый добрый рок - посетители радостно орали «We will rock you» и страстно мотали головой в такт первым аккордам Smoke On The Water. «Знаете, - отметил лидер «Воплей Видоплясова» Олег Скрипка на пресс-конференции перед концертом, - Беларусь, кажется, единственная из всего бывшего СНГ республика, где все еще любят рок!Где попса еще не сожрала мозг людей!» Оказалось, это все без иронии. «И вообще, - добавил он, - в Минске так хорошо, спокойствие, все чистое, светлое и у людей нет в глазах злости, как обычно бывает у жителей столичных городов. Так бы к вам и переехал! Хотя, в принципе, мы и так почти раз в месяц, кажется, бываем в Беларуси».
(На фото: Энтузиазм белорусов явно раззадорил Олега Скрипку -и он почти ушёл в народ, едва не выпав со сцены в толпу )
Разумеется, публика не могла не понравиться Скрипке - огромная танцующая толпа отличалась от пары сотен человек, которые приходят на клубные концерты. «Силичцы - молодцы!» - резюмирует Скрипка. От восторга он даже ушел в народ, выпав со сцены в толпу, свисая с ограждения (охранник придерживал его за штаны) и распевая удалые казацкие песни. Энтузиазм белорусов явно его раззадорил - не случайно на пресс-конференции перед концертом он с экзистенциальной тоской и хохотом вспоминал историю о концерте в Риге, где зрители «жались где-то в уголке и боялись подходить к сцене», несмотря на отчаянные попытки музыкантов как-то «зажечь», а потом, уже после всего, подошли к Скрипке и уверенным голосом пробасили: «Ну вы нас порвали!»