Кто вращает планету? Турист

Источник материала:  

Кто вращает планету? Турист

Самый существенный вклад в мировой ВВП вносит туризм

Кто вращает планету? ТуристЗнаете, какая отрасль вносит самый весомый вклад в мировой ВВП? Велик соблазн упомянуть тяжелую промышленность или финансовый сектор. Конечно, если брать по весу, то тяжелая промышленность явно окажется в лидерах, а с учетом того, что последние два года все не смолкая только и говорят о кризисе, то у финансового сектора шансы тоже велики. Тем не менее самый существенный вклад в мировой ВВП — 9,4% в 2009 г. — вносят не они, а туризм.


Удивлены? Я тоже, но именно такая цифра прозвучала на только что закрывшемся в Пекине Глобальном саммите по туризму и путешествиям, который проводит Всемирный совет по туризму и путешествиям - Смотрите раздел путешествия, туризм на транспортном портале 77km.org.(World Travel and Tourism Council, WTTC). В смысле туризма как бизнеса это самая престижная в мире организация. Те, кто в нее входит, не только знают о путешествиях все, они определяют, как мы с вами будем путешествовать в будущем — разнообразно, не очень дорого и с комфортом. Председатель WTTC Жан–Клод Баумгартен так и говорит: «Мы те, кто принимает решения». И напоминает о том, что путешествия и туризм давно превратились из развлечения в серьезный бизнес, который в 2009 году обеспечил работой 235 млн. человек по всему миру.


Правда, кризис во внушительные цифры внес изменения: в прошлом году отрасль зафиксировала отрицательный рост в 4,8%. Больше всего падение экономики затронуло развитые страны, а именно они — основной источник туристов. В странах же развивающихся кризис оказался не таким глубоким, поэтому и туристический рынок просел не так сильно. «Главная движущая сила туризма, — уверен Жан–Клод Баумгартен, — это средний класс». В развивающихся странах, и прежде всего в государствах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), средний класс растет быстро, а с ним увеличивается и туристический потенциал. Поэтому сегодня профессионалы турбизнеса смещают внимание с традиционных рынков — США и старой Европы, которые в предыдущие десятилетия давали самое большое количество путешественников, — на быстро растущие новые страны, жители которых начали входить во вкус путешествий. Но эта тенденция требует новых подходов от всего турбизнеса: популярность дорогих поездок и отелей класса «люкс» падает, спрос на экономичные по цене, но хорошие по качеству инфраструктуру и услуги растет. Ведь, согласитесь, зачастую все, что нам нужно от отеля, — это чистая постель и горячая вода, потому что, бегая по достопримечательностям, в гостиницах мы только ночуем: зачем платить за это сумасшедшие деньги? Профессионалы турбизнеса эту тенденцию уже уловили.


Кто вращает планету? ТуристГлобальный саммит по туризму и путешествиям проходит ежегодно в разных странах. Пекин принимал это престижное собрание профессионалов впервые, но дебютантом себя чувствовал едва ли. «В отрасли туристической экономики существуют неопределенности в связи с учащением стихийных бедствий, вспышками инфекционных заболеваний и политической нестабильностью в отдельных районах. Однако богатый туристическими ресурсами Китай будет играть ключевую роль в стабилизации мирового рынка туризма, — объясняет Жан–Клод Баумгартен причины, по каким WTTC выбрал именно Пекин местом проведения своего юбилейного, десятого, саммита. — Здесь самый большой рынок внутреннего туризма, в прошлом году 1,9 млрд. человек путешествовали по стране». Понятно, что ввиду количества населения это исключительно китайская особенность, и ни одна другая страна в мире таким рынком похвастаться не сможет, сколько бы ни вкладывала в инфраструктуру. И все же Всемирный совет по туризму и путешествиям не перестает ставить Китай в пример другим странам (а значит, и нам тоже): в начале этого года Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что правительство считает туризм стратегической отраслью, а потому готово вкладывать деньги (и немалые) в его развитие. Эти расходы быстро окупятся: за 30 лет, прошедших с начала политики реформ и открытости, когда китайцы получили возможность сначала свободно передвигаться по своей стране, а потом выезжать за границу и принимать иностранных гостей, туристическая отрасль демонстрировала невиданные (даже для китайской экономики) темпы роста: около 20% ежегодно. В прошлом году поступления от туризма составили около 200 млрд. долларов США — 4% ВВП. Не мировые почти десять процентов, конечно, но тоже внушительная цифра. Задача отрасли — приблизиться к мировому показателю. Задача амбициозная, но вполне посильная.


Член Госсовета КНР Лю Яньдун на открытии саммита заявила, что «ускорение развития туризма должно стать важным способом изменения модели экономического роста и обеспечения устойчивого социально–экономического развития». Оно и понятно: индустрия эта окружающей среде практически не вредит, стимулирует развитие смежных областей и значительно облегчает проблему трудоустройства (в Китае в туристической и смежных отраслях сегодня работают 76 млн. человек).


Как и во многих других сферах, в туризме изобретать велосипед не нужно: другие это сделали десятилетия назад. Китай, который как губка готов благодарно впитывать и применять чужой опыт, именно за этим и пригласил к себе Глобальный саммит: чтобы узнать рецепт успеха. Одно из направлений деятельности Всемирного совета по туризму и путешествиям — анализ ситуации в сфере туризма в стране и подготовка советов и предложений: что нужно сделать, чтобы ситуацию изменить в лучшую сторону и превратить туристическую индустрию в прибыльную сферу национальной экономики — иными словами, разработка стратегии. Кстати, не так давно WTTC провел такую работу для Черногории. Если пригласят, и белорусскую ситуацию изучат и предложения внесут. «Все, что нужно для того, чтобы мы это сделали, — говорит Жан–Клод Баумгартен, — приглашение, причем не от правительства страны, а от управляющей туристической структуры. В Китае мы подписываем соглашение с Пекинским управлением по туризму — думаю, буквально через несколько лет он войдет в десятку самых популярных у туристов городов мира. Но для этого, конечно, придется серьезно поработать». И перечисляет, что для этого нужно Пекину в частности, да и всему китайскому туризму в целом. Во–первых, система образования: «Должны быть специальные школы туризма, где будут готовить и менеджеров, и персонал более низкого уровня — люди из таких школ должны выходить с пониманием того, что они работают в сфере обслуживания, и правильно к этому относиться. Они должны говорить на иностранных языках, в первую очередь на английском. Да, китайский — язык значительной части населения земного шара, но язык туризма — английский. Я, например, француз, но говорю с вами по–английски, потому что именно на этом языке говорят все».


Для того чтобы облегчить доступ к передовому опыту, в Китае решили открыть свой туристический рынок для иностранного капитала. Сегодня иностранные туроператоры могут заниматься только въездным туризмом и организовывать поездки по стране, но им запрещено, например, организовывать поездки китайских граждан за рубеж. До сих пор местные компании, которые работали на этом направлении, делали это практически в тепличных условиях. Теперь им придется конкурировать с опытными и влиятельными иностранными игроками: «Сначала для местных компаний, конечно, будет трудно, но после 30 лет реформ они должны быть готовы к конкуренции», — говорит Шао Цивэй, руководитель Китайского национального управления по туризму. Вдохновленные потенциалом китайского рынка, 44 компании из 14 стран мира уже открыли здесь свои агентства и создали совместные предприятия.


Главное, от чего предостерегают Китай и другие страны, которые намерены активно развивать туризм (входим ли в их число и мы с вами?), так это от переизбытка инфраструктуры. В пример приводят Индонезию, ставшую неожиданно модной 15 лет назад. Там тогда очень много всего построили и до сих пор разбираются с долгами и проблемами. С такой же ситуацией столкнулся Пекин: к Олимпиаде здесь построили множество отелей, а сейчас они заполняются едва наполовину. Так что Минску в ожидании чемпионата мира по хоккею–2014 есть о чем подумать.


Китайский туризм в цифрах


1.700 учебных заведений туристического профиля.

Более 20 тыс. туристических агентств.

300 тыс. гостиничных комплексов для туризма.

47,66 млн. китайцев побывали в туристических поездках за границей в 2009 г. (первое место в Азии).

50,88 млн. человек: объем въездного туризма в 2009 г. (четвертое место в мире).

76 млн.: количество китайцев, работающих в сфере туризма.

1.902 млрд. человек: объем внутреннего туризма в Китае в 2009 г.

 

Взгляд из Минска

Фото автора.

Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ

←Этот день в истории 3 июня

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика