Наследственный код

Источник материала:  

Наследственный код

Наследственный кодФизик–ядерщик, читающий курс студентам швейцарского вуза, учитель–предметник сельской школы Поставского района, преподаватель истории полоцкой СШ № 1, ректор Московского института инженеров железнодорожного транспорта... Все эти люди, связавшие жизнь с разными учебными заведениями, — родственники, составляющие славную династию. У 12 ее представителей насчитывается... 409 лет общего педагогического стажа! Я встретился с семьей Коршиковых, живущей в Витебске, чтобы поинтересоваться: как на протяжении четырех поколений удается сохранять верность однажды избранной профессии?


Надежда Коршикова (в девичестве — Стрельченко), специалист отдела образования Октябрьского района Витебска, разговор начала с родоначальницы династии — Анны Слабовой (Новиковой):


Наследственный код— Сохранился документ, подтверждающий, что бабушка мужа в 1915 году в Петрограде окончила педагогический класс женской гимназии приюта принца Ольденбургского.


В удостоверении написано, что «девица Анна Николаевна» на «отлично» знала Закон Божий и методику арифметики, старательно изучала историю, математику и французский язык. Она «удостоилась звания домашней учительницы». Но тут грянул октябрь 1917–го. Известно, что вместе с Надеждой Крупской Анна Николаевна преподавала на воскресных курсах для рабочих. Во время Великой Отечественной трудилась на предприятиях блокадного Ленинграда, а после войны работала в детском саду.


— Она всегда была сдержанным, целеустремленным и очень патриотичным человеком, — вспоминает Надежда Коршикова. — Складывалось впечатление, будто классическое русское образование в ней укоренилось настолько сильно, что на него не повлияли ни тяготы военных лет, ни возраст.


Сама Надежда Васильевна, окончившая с медалью Бигосовскую среднюю школу, на географический факультет БГУ поступила под влиянием своей тети Любови Пацевич, учительницы начальных классов из Верхнедвинского района.


— Мне нравились ее начитанность, умение завладеть вниманием собеседника! — о Любови Степановне, о своих школьных учителях и старших коллегах Коршикова всегда говорит с благодарностью.


Наследственный кодПо распределению она попала в Полоцкий район. В средней школе деревни Гомель познакомилась с будущим мужем, Федором Коршиковым, которому в 1976–м предложили работу ассистента на физическом факультете Витебского пединститута. Сегодня вуз в статусе университета, а Федор Павлович — доцент кафедры теоретической физики и астрономии. Его супруга преподавала географию в СШ № 6 областного центра, там же работала завучем, а в 1990–м перешла в районный отдел образования.


— В 1972 году, когда я окончила университет, престиж педагога был непоколебим. Знания, которые он давал, воспринимались как ключ к жизненному благополучию, — вспоминает Надежда Васильевна. — С первых дней работы учителем я чувствовала себя востребованной, поэтому о выборе профессии не жалела никогда. Может, собственным детям уделяла не так много времени, но зато они выросли самостоятельными людьми.


Ее сыновья окончили физический факультет ВГУ им. Машерова. Старший, Павел, уже 2 года директорствует в витебской СШ № 22.


— Родители не настаивали, чтобы я выбрал педагогический вуз, — утверждает 34–летний директор. — Да это и не нужно было. Отцовские сборники по занимательной физике и точным наукам в детстве я читал с таким же интересом и удовольствием, как фантастику или приключенческие романы. Так что физика — это, наверное, судьба.


У младшего из династии Коршиковых за плечами магистратуры по математике и педагогике. Имеется начатая кандидатская диссертация.


— А что интереснее — учить детей, заниматься наукой или руководить педагогическим коллективом? — спрашиваю я.


— Мне нравится быть директором! — улыбается Павел Федорович. — А если серьезно, каждая ипостась — как ступенька для роста. Чтобы руководить или давать ученикам самое лучшее в области физики и информатики, нужно быть в курсе современных тенденций. Приходится много читать, просматривать интернет–сайты, публиковаться в журналах...


Если постараться, считает Павел Федорович, российских и белорусских родственников, связанных с педагогикой, припомнить можно более 20. Например, физик–ядерщик, который сейчас по контракту работает в Швейцарии, — его троюродный брат, а бывший ректор МИИЖТа Федор Кочнев приходится ему двоюродным дедушкой. В детстве к московскому академику, имевшему в квартире собственный кабинет, Коршиков относился с благоговейным трепетом. Сам же, заняв кресло директора школы, остается человеком вполне демократичным: ездит на «Жигулях», любит поработать на даче. Мою попытку акцентировать внимание на невысоких учительских зарплатах он дипломатично перевел в иную плоскость:


— Я бы приветствовал усиление материально–технической базы в образовании.


Чтобы повысить престиж учительской профессии, поощрить людей, из поколения в поколение выбирающих этот нелегкий труд, недавно в Витебске прошел первый областной слет, на который съехались представители 24 педагогических династий.


— Люди в таких семьях более осознанно подходят к выбору профессии, — считает Наталья Козлова, главный специалист обкома профсоюза работников образования и науки, организовавшего вместе с областным управлением образования это мероприятие. — Они должны чувствовать свою значимость, поэтому мы и в будущем собираемся поддерживать династии, для представителей которых педагогика не просто профессия, а призвание и судьба.


Что же касается Коршиковых, которые, к слову, представляли Витебщину на республиканском слете педагогических династий, есть основания предполагать, что их профессиональная связь поколений не прервется. Дочка Павла Федоровича, второклассница Эля, которая с удовольствием изучает английский язык, рисует и играет на пианино, как–то заявила отцу, что не прочь заведовать детским садом. Родители в шутку замечают, что к выпускным экзаменам она уже и в директора школы метить начнет... Впрочем, почему бы и нет?


Фото автора и БЕЛТА.

Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК

←Есть вопрос

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика