Реклама на мониторе
Специалисты подсчитали: население нашей планеты проводит в Интернете более 27 млрд. часов в год. Все больше людей «уходят» в Сеть, потому что там можно найти практически все, что нужно для общения, развлечения, самообразования, совершения покупок и даже ведения бизнеса. А раз потребитель прочно увяз в Глобальной паутине, значит, и продавцам следует двигаться вслед за ним.
Говорят, что экономический кризис несколько притормозил развитие связанных с Интернетом рынков, но некоторые направления бизнеса не только остались на плаву, но и продемонстрировали определенную тягу к лидерству. Например, для рынка интернет-рекламы прошлый год в каком-то смысле оказался рекордным. Как подсчитали в агентстве «ZenithOptimedia Worldwide», этот сегмент впервые опередил журналы и занял 12,6 % мирового рекламного рынка. А к 2012 году доля Интернета в мировом рекламном рынке вырастет до 17,1 %.
Что же касается белорусских реалий, то, как отмечают аналитики, прирост бюджетов по баннерной рекламе в первом квартале 2010 года по сравнению с прошлогодними показателями в рублевом эквиваленте составил 23 %. Как отмечают в белорусском агентстве «Mernik Internet Research», увеличение произошло в первую очередь за счет роста бюджетов традиционных лидеров – сотовых компаний, а также щедрости рекламодателей сегмента товаров повседневного спроса и компаний, продающих бытовую технику. «Большую активность в 2010 году проявили и рекламодатели тех сфер, которые ранее активно не размещались в Сети: недвижимость, обучение, туризм. К сожалению, и рекламодатели из банковской сферы, и продавцы автомобилей, которые традиционно считались «локомотивом» рынка интернет-рекламы, решили сбавить обороты. На первый взгляд, рекламы финансовых услуг в Интернете много, однако активно размещаются буквально два-три банка, а остальные присутствуют с небольшими бюджетами на тематических сайтах», — говорит руководитель «Mernik Internet Research» Леонид Муравьев.
Специалисты отмечают: в бюджетах белорусских рекламодателей за последнее время значительно выросла доля российских сайтов. Объем средств, которые «уплывают» на зарубежные площадки, вырос практически в два раза, в то время как прирост бюджетов на белорусских площадках составляет около 14 %. Причин для такого непатриотического настроения немало. Прежде всего, рекламодателям порой проще разместиться на российских сайтах, чем на белорусских, из-за более налаженных бизнес-процессов. С другой стороны — активность компаний, продвигающих российские рекламные интернет-площадки, в последнее время значительно выросла. Только за последние полгода в стране открылось сразу несколько представительств крупных российских порталов, которые вполне успешно продают рекламные услуги.
Лидером среди площадок, работающих на белорусском рынке, по итогам первого квартала 2010 года по-прежнему считается портал «tut.by», доля которого составляет 29 %. Бюджеты, потраченные рекламодателями на размещение рекламы на этом портале, выросли на 33 %. На втором месте — российский портал «mail.ru», бюджеты которого выросли на 55 %. А вот один из главных лидеров прошлых лет, сайт «onliner.by», значительно ухудшил свои позиции — его доля уменьшилась с 7 % до 2 %, а бюджеты, потраченные на этот сайт, снизились на 60 %. Среди лидеров также фигурируют порталы «realt.by»(+ 23 %), «vkontakte.ru» (рост в 2,8 раза), «kp.by» (+ 32 %), «rbc.ru» и «rambler.ru» (рост в 10 раз у каждого). Среди российских площадок уверенно лидируют сайт «vkontakte.ru» (доля увеличилась с 10 до 15 %) и «odnoklassniki.ru», который, впрочем, несколько сдает позиции — с 21 % до 11 %.
Несмотря на красочность картины, перспективы на 2010 год у рекламы на интернет-порталах не самые радужные. Многие рекламодатели, которые традиционно планируют бюджеты на год, решили несколько сократить свою активность. Между тем, как отмечают в «Mernik Internet Research», в последнее время можно заметить некоторую тенденцию перераспределения бюджетов белорусских рекламодателей в пользу нишевых и тематических площадок.