Тимур и команда с дополнительной рентабельностью
Социальная ответственность бизнеса может придать серьезное «ускорение» экономике, но это до конца еще не доказано
Идее корпоративной социальной ответственности (КСО) уже не один десяток лет – впервые она появилась в 50-е годы прошлого века. За это время написано огромное количество научных работ и публикаций, проведены многочисленные симпозиумы, конференции, круглые столы… Однако до сих пор тема недалеко вышла из плоскости теоретической дискуссии. В то же время главы государств ЕС демонстрируют уверенность, что именно КСО сделает их экономику самой конкурентоспособной и динамичной в мире. Сами же ученые порой высказывают предположение: любая компания, продукт которой востребован потребителем, уже является социально ответственной.
Суть этого понятия можно обозначить одной фразой в духе известного лозунга советских времен: «зарабатывать прибыль в обществе и быть свободным от него нельзя». Согласно научной теории, социум – это сложная, многоуровневая система институтов, наиболее подвижными из которых являются компании и рынки (здесь правила игры могут меняться достаточно быстро). На следующем уровне эти правила формализуются: речь идет о правовых, политических, бюрократических устоях. И, наконец, самые консервативные институты – это традиции, этика, религия. «Чем конкретнее фирма представляет себе всю систему отношений и учитывает ее в своей деятельности, тем меньше издержки, связанные с подготовкой и реализацией каждой сделки. Соответственно, бизнес более эффективен», — пояснил на семинаре, организованном Инициативой ООН «Глобальный договор» и Академией управления при Президенте Беларуси, известный эксперт в области КСО доцент Высшей школы бизнеса г. Санкт-Петербурга Юрий Благов.
К сожалению, идея корпоративной социальной ответственности нередко сводится к элементарной благотворительности. Приносить пользу обществу с этической точки зрения, может быть, и правильно, но бизнес по определению эгоистичен и должен приносить прибыль. И если эти два аспекта вступают в противоречие, то отношения не складываются. А чего ждет общество от бизнеса? В первую очередь качественных товаров и услуг. Это потом уже можно говорить о легальности производственного процесса, этических нормах поведения… А те или иные проявления филантропии, конечно, приветствуются, но вовсе не являются обязательными. Российский эксперт предлагает рассматривать идею КСО в контексте трех составляющих: принципов, бизнес-процессов, результатов. «Если мы не попытаемся просчитать, что получим на выходе, то все наши разговоры превращаются в чистую абстракцию, не интересную для предпринимателей», — поясняет Юрий Благов. Долгие и пространные рассуждения о том, «что такое хорошо и что такое плохо», очередные толстые тома научной литературы – все это может привить бизнесу стойкий иммунитет против идеи КСО в любых ее проявлениях.
Сегодня социальная ответственность часто употребляется в связке с такой популярной темой, как инновации. «Если изначально направлять ресурсы на решение социальных и экологических задач, а не искать, кому помочь деньгами, это окажется наиболее эффективным сочетанием», — считает эксперт. Специалисты Центра корпоративной социальной ответственности ВШМ СпбГУ пытались найти в России примеры, связанные с инновациями. Один из них – организация компанией IBM уроков обучения компьютерной грамоте маленьких детей. «Корпорация помогает детям максимально быстро и комфортно получить соответствующие навыки, при этом способствует развитию рынка, что называется, под себя, — поясняет Юрий Благов. – Это красивая бизнес-идея».
В то же время представители бизнеса, презентуя свои проекты, в 90 % случаев делают акцент на их высокой социальной значимости и в какой-то мере даже стыдятся трактовать их как бизнес-идеи, рассказал эксперт. И сдвинуть их с этой позиции достаточно тяжело. В этом смысле один из положительных примеров – компания «Трансаэро» с ее программой корпоративного «добровольчества». Ее суть в том, что благотворительность перекладывается на плечи работников, которые в свободное от работы время, часто за свой счет, участвуют в многочисленных акциях в детских домах, хосписах, больницах… Не умаляя социальной значимости подобных усилий, руководители «Трансаэро» четко формулируют: это мощнейший инструмент развития корпоративной культуры, привлечения работников более высокого уровня морального развития. И когда они цифрами доказывают, насколько высок конкурс поступления на вакантные позиции со стороны лучших выпускников летных училищ, результаты впечатляют.
Рассуждая о глобальных проблемах, сдерживающих развитие идеи КСО, специалисты указывают на некоторые несоответствия. Так, среди 100 российских компаний, которые позиционируют себя в качестве социально ответственных, был проведен небольшой опрос. Более 80 % респондентов сказали, что они рассматривают КСО как фактор повышения конкурентоспособности и достижения финансовой устойчивости. И те же люди ответили: дождаться бы того момента, когда государство возьмет эту головную боль на себя. В чем причина таких расхождений? «Это не российская, а общемировая проблема, — считает Юрий Благов. – Многие компании видят потенциал, но они не уверены, что в конкретных условиях эти возможности могут быть максимально реализованы».