Корректировочная вакханалия
Как в Копище накопилась уйма проблем, связанных с детальной планировкой этого жилого района
Генеральная прокуратура Беларуси после проверки коллективного обращения жителей деревни, входящей в границы перспективной городской черты Минска, внесла представление об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности при проектировании детальной планировки жилого района Копище.
Жители деревни Копище в коллективных письмах высказывали свое несогласие по поводу предпринятой корректировки проекта детальной планировки жилого района Копище. В ходе проверки одного из них Генеральная прокуратура выявила ряд нарушений законодательства о градостроительной деятельности, а также обстоятельства, свидетельствующие о непоследовательных и непродуманных действиях органов власти Минской области и г. Минска в отношении территории, подлежащей особому государственному регулированию в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Ситуация в новом жилом районе вырисовалась такая. В соответствии с генеральным планом г. Минска, утвержденным Указом Президента Беларуси от 23 апреля 2003 года № 165 , зона 52 Жм-с, в пределах которой расположена д. Копище, входит в границы перспективной городской черты и подлежит освоению под новое жилищное строительство. Эта территория подлежит застройке многоквартирными жилыми домами с допустимым размещением блокированных (одноквартирных). Схемой форм освоения жилых зон г. Минска выделена территория д. Копище, подлежащая реконструкции с доведением усадебной застройки до параметров низкоплотной. Определение конкретных параметров и доли усадебной застройки должно быть предусмотрено детальным планом.
Решением Минского облисполкома от 18 сентября 2006 года № 932 утвержден проект детальной планировки жилого района Копище, которым предусмотрен снос части жилых домов, примыкающих к улице Гинтовта белорусской столицы, и строительство на их месте многоквартирных жилых домов. В остальной части снос деревни Копище не предусмотрен. Проектом корректировки генплана, разработанным УП «Минскградо» и проходившем в последнее время процедуру согласования, из зоны 52 Жм-с также выделена деревня Копище, отнесенная к территории жилой смешанной пространственной застройки, на которой предполагается возможность сохранения усадебной застройки.
Таким образом, действующим генпланом, проектом его корректировки и проектом детальной планировки жилого района Копище в отношении территории д. Копище предусмотрены сохранение и реконструкция существующей усадебной застройки. Но, к сожалению, не обошлось без корректировочной вакханалии. По решению Минского райисполкома от 31 июля 2008 года № 5193 ОАО «Приорбанк» и ОДО «Этерика» была разрешена корректировка проекта детальной планировки микрорайона Копище с разработкой технико-экономического обоснования данного проекта. На основании этого решения в 2009 году утверждено задание на корректировку проекта детальной планировки жилого района Копище. Пунктом 10 задания (особые условия) определено следующее: при корректировке предусмотреть уточнение показателей градостроительных регламентов для увеличения плотности застройки жилого района Копище как периферийной, вновь проектируемой и застраиваемой жилой территории (со сносом индивидуальной застройки). Именно такая участь в соответствии с разработанным проектом корректировки проекта детальной планировки и должна была постигнуть основную часть индивидуальных жилых домов д. Копище, расположенную в зонах многоквартирной застройки, общественных объектов городского значения, дорожной сети. То есть деревня подлежала сносу.
Получается, что действующие и разрабатываемые градостроительные проекты предусматривают непоследовательные и противоречивые решения в отношении индивидуальной застройки д. Копище: от сохранения и реконструкции до сноса. При этом жители этой деревни до настоящего времени на основании разрешений местных органов власти производят строительство и реконструкцию жилых домов, выполняют работы по реконструкции сетей электроснабжения и вводу в эксплуатацию системы централизованной канализации, осуществляется и проектирование газификации усадебной застройки…
Генпрокуратура пришла к выводу, что именно непоследовательные и противоречивые действия местных органов власти белорусской столицы и Минской области способствовали раскручиванию конфликтной ситуации и породили многочисленные обращения жителей д. Копище в различные государственные органы. Ответы же Минского облисполкома, комитетов по архитектуре и строительству Миноблисполкома и Мингорисполкома на эти обращения не содержат информации об их рассмотрении по существу.
При принятии Минским райисполкомом решения от 31.07.2008 г. № 5193 о разрешении корректировки проекта детальной планировки жилого района Копище также допущен ряд нарушений действующего законодательства. Поскольку на тот июльский день действовал проект детальной планировки жилого района Копище, утвержденный решением Минского облисполкома от 18.09.2006 г. № 932, принятие решения о его корректировке относилось к компетенции областного исполнительного комитета или уполномоченного им органа.
Как выяснилось, обоснование необходимости корректировки проекта детальной планировки жилого района Копище, предусмотренное п. 5.2 СНБ 3.01.01-96 «Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов», органами управления архитектурной и градостроительной деятельностью Минского облисполкома либо Минского райисполкома не составлялось. В соответствии с пп. 4—6 ст. 22 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» разработка (корректировка) градостроительного проекта детальной планировки осуществляется на основании архитектурно-планировочного задания, выдаваемого территориальным органом архитектуры и градостроительства по форме, установленной Минстройархитектуры. Вместе с тем архитектурно-планировочное задание с учетом требований, предъявляемых постановлением Министерства архитектуры и строительства Беларуси от 1 августа 2006 года № 21 «Об утверждении формы архитектурно-планировочного задания», не оформлялось.
Согласно заданию на корректировку проекта детальной планировки жилого района Копище и в соответствии с пунктом 1 решения Минского райисполкома от 31.07.2008 г. № 5193, заказчиком выполнения данных работ является ОАО «Приорбанк». Однако в силу требований закона местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции не только принимают решения о разработке градостроительной документации, но и выступают ее заказчиками. Разработка либо корректировка заказчиком в строительной деятельности либо застройщиком градостроительного проекта детальной планировки допускается лишь в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 22 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». То есть если при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и разрешении проведения проектно-изыскательских работ проект детальной планировки отсутствует или срок его действия истек.
Передача ОАО «Приорбанк» функций заказчика корректировки проекта детальной планировки жилого района Копище также идет вразрез с требованиями законодательства. К тому же снос индивидуальной жилой застройки в д. Копище технико-экономическими показателями не обоснован. Замечания, высказанные жителями д. Копище в ходе общественного обсуждения проекта корректировки проекта детальной планировки, Минским райисполкомом по существу не рассмотрены и не учтены.
Принимая во внимание то обстоятельство, что непосредственное рассмотрение вопросов градостроительного планирования на данной территории относится к компетенции Минского облисполкома, а реализацию генерального плана белорусской столицы обеспечивает Минский горисполком, Генеральная прокуратура сочла целесообразным организовать совместное рассмотрение двумя органами представления, которое она направила в их адрес.
Думается, что принятые меры положат конец корректировочной вакханалии при проектировании детальной планировки в Копище, предотвратят подобное в других жилых районах.