«Перевертыши», или Последнее дело Байковой
21 мая Белорусский военный суд начал слушание одного из самых громких уголовных дел последних лет. Оно касается сотен эпизодов незаконного перемещения через таможенный пункт пропуска «Западный Буг» крупных партий различных товаров. По оценкам следствия, от неуплаты налогов государству был нанесен ущерб на сумму свыше 30 миллиардов рублей.
Это дело стало резонансным не столько по количеству обвиняемых, сколько по их служебному статусу. Из 34 фигурантов тридцать являлись должностными лицами таможни «Западный Буг» (в их числе – два заместителя начальника таможни и начальник поста) и УКГБ по Брестской области (бывшие заместитель начальника управления и начальник отдела по борьбе с организованной преступностью и коррупцией).
Еще одной особенностью данного процесса стал беспрецедентный случай в истории белорусского правосудия. Расследование этого уголовного дела оказалось последним в серии коррупционных, которое старший следователь генеральный прокуратуры Светлана Байкова завершила за несколько недель до своего ареста. В настоящее время она обвиняется в служебных преступлениях и находится в СИЗО КГБ. Не исключено, что подсудимые и их адвокаты воспользуются случаем и заявят ходатайства о вызове подследственной Байковой в Белорусский военный суд для дачи показаний в качестве свидетеля. В любом случае, процесс ожидается затяжным – материалы расследования собраны в сто томов, однако следить за его ходом журналисты не смогут. Судебные слушания будут проходить в закрытом заседании.
По сведениям «Белорусских новостей», четыре тома этого уголовного дела отмечены грифом «Секретно». К месту заметить, согласно действующему законодательству, разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в нескольких случаях. Очевидно, что в данном деле речь не может идти о половых преступлениях или интимных сторонах жизни, уничижающих достоинство фигурантов. Так что остается только догадываться, какие государственные тайны должны остаться в стенах военного суда. В то же время все происходившее на белорусской таможенной границе в начале 2000-х годов можно изложить в общих чертах.
А было все примерно так.
Несколько белорусских и российских бизнесменов, столкнувшись с проблемами растаможки грузов в Москве, придумали оригинальную схему под названием «Перевертыши». Товар должен был перемещаться по поддельным документам, при этом полностью изменялось наименование груза, соответственно менялись его код и цена. Это делалось для того, чтобы по прибытию груза из Европы через Беларусь в Россию уплачивать за него таможенные платежи в меньшем размере, чем если бы таможенные платежи уплачивались за реально перевозимый груз. Для практической реализации схемы требовались белорусские фирмы, которые согласились бы принимать и растамаживать на себя такие товары. Эта задача была вполне решаема, такие фирмы нашлись, но без содействия конкретных людей в погонах к границе и близко нельзя было подходить. И такие люди тоже нашлись. В результате, по выводам предварительного следствия, образовалась преступная организация.
Чем больше фур-«перевертышей» двигалось из Европы, тем больше белорусских служивых втягивалось в эти хорошо оплачиваемые аферы. Криминальный бизнес рос как на дрожжах: один из авторов схемы искал российских клиентов, нуждавшихся в столь выгодных услугах, другие подельники тесно контактировали с будущими обвиняемыми, которые и прохождение товара контролировали, и оперативно решали возникающие проблемы.
В итоге, если в России официально растаможка одной фуры товаров обходилась, к примеру, в 45 тысяч долларов, то криминальная схема эти траты сводила к минимуму. За каждую машину клиент платил от 12 до 15 тысяч долларов. Из них, соглано материалам следствия, на взятки должностным лицам уходило от 4 до 7 тысяч долларов. Аппетит приходил во время еды, а потому ставки эпизодически повышались…
Вот в принципе и вся история, каждому из ее участников военный суд и должен дать оценку.
Виктор ФЕДОРОВИЧ