Белорусская семья будет все более европейской
14.05.2010
—
Новости Общества
Практически все нынешние социальные тренды изрядно трансформируют традиционную семью.Гостевые браки, снэк-браки, дети вне брака, браки без детей – накануне Международного дня семьи «Завтра твоей страны» составил краткий конспект того, что произойдет с семейными отношениями через несколько лет. Главный прогноз -- белорусская семья все больше будет напоминать западноевропейскую.
Эксперты отмечают, что к 2015 году белорусская семья не претерпит радикальных изменений, но некоторые ее нынешние особенности будут видны более отчетливо.
Выводы о том, что белорусская семья развивается по западноевропейскому образцу, содержатся в Национальном исследовании причин семейного неблагополучия в Беларуси, проведенном в рамках одноименного проекта Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).
По мнению доктора социологических наук Людмилы Шахотько, для западноевропейской модели характерен более поздний возраст вступления в брак, небольшая разница в возрасте супругов, сравнительно частые разводы, относительно высокий показатель безбрачия и значительное количество незарегистрированных браков, которые называют гражданскими.
Что помешает строить ячейки общества
В Беларуси интенсивность вступления в брак довольно быстро снижается и среди женщин, и среди мужчин.
-- Но пока уровень безбрачия в Беларуси относительно невысокий, — подчеркивает Людмила Шахотько. — Это частная проблема, характерная для отдельных регионов и старших возрастных групп. Например, по данным переписи 1999 года, для 25% незамужних женщин в возрасте 40-44 года нет свободных мужчин соответствующего возраста. Это результат более высокого уровня смертности мужчин и, как следствие, более высокого показателя вдов среди женщин.
Впрочем, как только начало расти количество браков, стали более частыми и случаи разводов, достигнув в 2004 году 36,1 тысячи. Сейчас соотношение браков и разводов в стране примерно 1 000 к 450.
Захотят или нет, белорусы строить ячейки общества – на это будет влиять не только количество людей, вступающих в брачный возраст, но и социально-экономическая ситуация в стране. Доказательством этому может служить уменьшение количества браков в 1990-е годы прошлого века. Тогда в активный бракоспособный возраст вступали те, кто появился на свет в 1970-е, когда рождаемость была относительно невысокой. Кроме того, 1990-е годы сопровождались резким обнищанием населения.
— В 1995 году на величину среднемесячного душевого денежного дохода по сравнению с 1990 годом можно было купить в пять раз меньше хлеба, картофеля, рыбы, в четыре раза меньше молока, растительного масла, в три раза меньше яиц и так далее. В эти годы квартирный вопрос осложнился тем, что правила их распределения перестали работать, а рыночные отношения еще не сложились. В таких условиях молодежь была вынуждена откладывать заключение брака, — говорится в Отчете об исследовании причин семейного неблагополучия в Беларуси.
Главным дефицитом у белорусов становится время. Психологи отмечают, что людей, с которыми устанавливаются глубокие, прочные отношения, у каждого из нас с каждым годом будет все меньше. Навыки и готовность к таким отношениям утрачиваются – увеличивается число тех, с кем мы встречаемся по приятным или сугубо прагматичным поводам. Социальные сети способствуют развитию Интернет-знакомств и созданию гостевых браков (на выходные или на время отпуска).
Браки станут пробными шарами
В современном мире отложить брак часто означает жить в незарегистрированном союзе или выстроить свои отношения по модели пробных снэк-браков. Значительная часть населения Беларуси, причем всех возрастных групп, рассматривает гражданский брак как пробный вариант брачного союза. Идея пробного шара априори предполагает возможность неудачной, а также повторной (второй, третьей, любой) попытки.
— Пробные союзы хороши тем, что если люди расходятся, то это чаще случается до оформления официального брака, пока у них еще не появились дети, — говорит координатор программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси (ЮНФПА) Татьяна Гапличник. — Такие отношения позволяют в будущем более осознанно подходить к решению о браке, рождении детей. Другое дело, что для государства каждая отложенная беременность — это минус один или даже больше детей. Правда, мне кажется, что гораздо важнее, что этот ребенок родится в принципе и будет желанным.
Между тем в Беларуси увеличивается количество детей, рожденных в незарегистрированном браке. По официальной статистике, в 1990 году таких детей было 8,5% от всех родившихся, в 2000 году — 18,5%, в 2005 году — 24,1%. В настоящее время каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака.
— Необходимо разделять союз двух партнеров и семью, где появляются дети. Стоит также иметь в виду, что значительная часть детей, рожденных вне зарегистрированного брака, имеют и мать, и отца, который его признает. Хотя ситуация может и усугубиться, то есть все чаще будут возникать правовые вопросы в отношении защиты детей в незарегистрированных браках. Не исключено, что это приведет к необходимости принимать меры по изменению, например семейного кодекса, чтобы прописать вопросы защищенности детей, -- подчеркивает эксперт «Завтра твоей страны».
Мужья и жены перераспределят роли
Татьяна Гапличник полагает, в белорусских семьях различной формы микроклимат будет изменяться. Со временем будет происходить то, что называется отстаиванием личной территории. Женщины со временем будут требовать все большего участия мужчин в семейной жизни.
Примером того, что семья обретает новые черты, является инициатива по созданию в Беларуси папа-школ, с которой выступили Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей, Женский институт «Энвила» и шведская компания «Спронгбредан».
— И дальше роли мужчины и женщины в семье, будут перераспределяться, — убеждена Татьяна Гапличник. -- Это означает, что все меньше будет распространена ситуация, когда мужчина днем зарабатывает, а вечером отдыхает в то время, как женщина занимается домашним хозяйством после работы. Изменение традиционных функций мужа и жены связано с осознанием людьми своих больших возможностей, уходом от коллективизма.
Выживут те семьи, которым удастся установить партнерские отношения между собой. Помимо семьи и детей супругов будут объединять либо общий бизнес, либо общие увлечения.
Семьи все чаще будут интернациональными
Еще одна характеристика будущей белорусской семьи — интернационализация. По данным Белстата, в 2008 году — из 1675 браков в столице 413 были заключены с иностранцами. В 2009 году столичный Дом бракосочетаний зарегистрировал -- 452 брака. Чаще всего белорусы создают семьи с россиянами, итальянцами, израильтянами, гражданами Германии и Литвы.
— Со временем количество международных браков будет только увеличиваться. Открываются границы, идет глобализация, — говорит на этот счет Татьяна Гапличник. — Когда люди чаще ездят за рубеж, всегда есть вероятность влюбиться и создать семью. Об отсутствии интернациональных семей речь может идти, только если границы закрыты.
Чайлд-фри погоду в демографии не сделают
Сейчас среди белорусов наблюдается ориентация на одно-двухдетную семью. Особенно низкие репродуктивные установки у молодежи. Во многом, как отмечается в отчете об исследовании семьи, это связано с тем, что дети в условиях невысокого уровня жизни населения становятся главным фактором бедности. Отказ от рождения детей или ограничение их количества – это нередко средство социальной самозащиты населения.
— Следует учитывать, что на ход демографического развития негативное влияние развивающийся мировой финансовый кризис, длительность и глубину которого пока никто не может спрогнозировать, -- говорит Людмила Шахотько. -- Пока не совсем понятно, насколько сильно он затронул нашу страну, не накоплен опыт, который помог бы просчитать, насколько кризис может повлиять на демографические процессы.
В Беларуси, как и во всем мире определенное количество людей не имеет детей, потому что не хочет. Они называют себя свободными от детей — чайлд-фри. Татьяна Гапличник считает, что большинство отказывающихся по идейным соображениям от рождения детей, — это достаточно успешные люди, которые делают карьеру. Их число хоть и увеличивается, но на демографических процессах негативно не скажется.
— Я не думаю, что это движение станет настолько массовым, что окажется критичным для рождаемости. От общей массы людей, не имеющих детей по различным причинам, чайлд-фри, по данным исследователей США, составляют среди женщин в возрасте 40 лет 6-7%.
Свободные от детей появляются вместе с либерализацией общества, когда определенная часть населения осознает, что человек имеет право на выбор и может игнорировать общие установки. В обществе всегда есть люди, которые делают все не так, как остальные.
Именно на чайлд-фри и направлен налог на бездетность, введение которого так бурно обсуждалось недавно в Беларуси.
— Не вижу смысла вводить налог на безбрачие или бездетность, — отмечает Татьяна Гапличник. — Безусловно, это возможность сбора не очень больших сумм в казну государства, но не думаю, что кто-то решит родить ребенка, чтобы не платить этот налог. Особенно это становится очевидным, если учесть, что те, кто сознательно принимают решение не заводить детей, -- как правило, обеспеченные люди. И уж точно не изменят из-за необходимости платить налог свою жизненную позицию.
Как бы ни менялась семья, какие бы формы ни приобретала, она все равно будет нуждаться в поддержке, признании, поощрении государства, считает координатор ЮНФПА в Беларуси. Проще заводить детей там, где их ценят. Чтобы белорусы почувствовали, что в нашей стране происходит именно так, в социальной политике государство будет вынуждено искать новые формы поддержки семьи в новом мире.
Эксперты отмечают, что к 2015 году белорусская семья не претерпит радикальных изменений, но некоторые ее нынешние особенности будут видны более отчетливо.
Выводы о том, что белорусская семья развивается по западноевропейскому образцу, содержатся в Национальном исследовании причин семейного неблагополучия в Беларуси, проведенном в рамках одноименного проекта Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).
По мнению доктора социологических наук Людмилы Шахотько, для западноевропейской модели характерен более поздний возраст вступления в брак, небольшая разница в возрасте супругов, сравнительно частые разводы, относительно высокий показатель безбрачия и значительное количество незарегистрированных браков, которые называют гражданскими.
Что помешает строить ячейки общества
В Беларуси интенсивность вступления в брак довольно быстро снижается и среди женщин, и среди мужчин.
-- Но пока уровень безбрачия в Беларуси относительно невысокий, — подчеркивает Людмила Шахотько. — Это частная проблема, характерная для отдельных регионов и старших возрастных групп. Например, по данным переписи 1999 года, для 25% незамужних женщин в возрасте 40-44 года нет свободных мужчин соответствующего возраста. Это результат более высокого уровня смертности мужчин и, как следствие, более высокого показателя вдов среди женщин.
Впрочем, как только начало расти количество браков, стали более частыми и случаи разводов, достигнув в 2004 году 36,1 тысячи. Сейчас соотношение браков и разводов в стране примерно 1 000 к 450.
Захотят или нет, белорусы строить ячейки общества – на это будет влиять не только количество людей, вступающих в брачный возраст, но и социально-экономическая ситуация в стране. Доказательством этому может служить уменьшение количества браков в 1990-е годы прошлого века. Тогда в активный бракоспособный возраст вступали те, кто появился на свет в 1970-е, когда рождаемость была относительно невысокой. Кроме того, 1990-е годы сопровождались резким обнищанием населения.
— В 1995 году на величину среднемесячного душевого денежного дохода по сравнению с 1990 годом можно было купить в пять раз меньше хлеба, картофеля, рыбы, в четыре раза меньше молока, растительного масла, в три раза меньше яиц и так далее. В эти годы квартирный вопрос осложнился тем, что правила их распределения перестали работать, а рыночные отношения еще не сложились. В таких условиях молодежь была вынуждена откладывать заключение брака, — говорится в Отчете об исследовании причин семейного неблагополучия в Беларуси.
Главным дефицитом у белорусов становится время. Психологи отмечают, что людей, с которыми устанавливаются глубокие, прочные отношения, у каждого из нас с каждым годом будет все меньше. Навыки и готовность к таким отношениям утрачиваются – увеличивается число тех, с кем мы встречаемся по приятным или сугубо прагматичным поводам. Социальные сети способствуют развитию Интернет-знакомств и созданию гостевых браков (на выходные или на время отпуска).
Браки станут пробными шарами
В современном мире отложить брак часто означает жить в незарегистрированном союзе или выстроить свои отношения по модели пробных снэк-браков. Значительная часть населения Беларуси, причем всех возрастных групп, рассматривает гражданский брак как пробный вариант брачного союза. Идея пробного шара априори предполагает возможность неудачной, а также повторной (второй, третьей, любой) попытки.
— Пробные союзы хороши тем, что если люди расходятся, то это чаще случается до оформления официального брака, пока у них еще не появились дети, — говорит координатор программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси (ЮНФПА) Татьяна Гапличник. — Такие отношения позволяют в будущем более осознанно подходить к решению о браке, рождении детей. Другое дело, что для государства каждая отложенная беременность — это минус один или даже больше детей. Правда, мне кажется, что гораздо важнее, что этот ребенок родится в принципе и будет желанным.
Между тем в Беларуси увеличивается количество детей, рожденных в незарегистрированном браке. По официальной статистике, в 1990 году таких детей было 8,5% от всех родившихся, в 2000 году — 18,5%, в 2005 году — 24,1%. В настоящее время каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака.
— Необходимо разделять союз двух партнеров и семью, где появляются дети. Стоит также иметь в виду, что значительная часть детей, рожденных вне зарегистрированного брака, имеют и мать, и отца, который его признает. Хотя ситуация может и усугубиться, то есть все чаще будут возникать правовые вопросы в отношении защиты детей в незарегистрированных браках. Не исключено, что это приведет к необходимости принимать меры по изменению, например семейного кодекса, чтобы прописать вопросы защищенности детей, -- подчеркивает эксперт «Завтра твоей страны».
Мужья и жены перераспределят роли
Татьяна Гапличник полагает, в белорусских семьях различной формы микроклимат будет изменяться. Со временем будет происходить то, что называется отстаиванием личной территории. Женщины со временем будут требовать все большего участия мужчин в семейной жизни.
Примером того, что семья обретает новые черты, является инициатива по созданию в Беларуси папа-школ, с которой выступили Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей, Женский институт «Энвила» и шведская компания «Спронгбредан».
— И дальше роли мужчины и женщины в семье, будут перераспределяться, — убеждена Татьяна Гапличник. -- Это означает, что все меньше будет распространена ситуация, когда мужчина днем зарабатывает, а вечером отдыхает в то время, как женщина занимается домашним хозяйством после работы. Изменение традиционных функций мужа и жены связано с осознанием людьми своих больших возможностей, уходом от коллективизма.
Выживут те семьи, которым удастся установить партнерские отношения между собой. Помимо семьи и детей супругов будут объединять либо общий бизнес, либо общие увлечения.
Семьи все чаще будут интернациональными
Еще одна характеристика будущей белорусской семьи — интернационализация. По данным Белстата, в 2008 году — из 1675 браков в столице 413 были заключены с иностранцами. В 2009 году столичный Дом бракосочетаний зарегистрировал -- 452 брака. Чаще всего белорусы создают семьи с россиянами, итальянцами, израильтянами, гражданами Германии и Литвы.
— Со временем количество международных браков будет только увеличиваться. Открываются границы, идет глобализация, — говорит на этот счет Татьяна Гапличник. — Когда люди чаще ездят за рубеж, всегда есть вероятность влюбиться и создать семью. Об отсутствии интернациональных семей речь может идти, только если границы закрыты.
Чайлд-фри погоду в демографии не сделают
Сейчас среди белорусов наблюдается ориентация на одно-двухдетную семью. Особенно низкие репродуктивные установки у молодежи. Во многом, как отмечается в отчете об исследовании семьи, это связано с тем, что дети в условиях невысокого уровня жизни населения становятся главным фактором бедности. Отказ от рождения детей или ограничение их количества – это нередко средство социальной самозащиты населения.
— Следует учитывать, что на ход демографического развития негативное влияние развивающийся мировой финансовый кризис, длительность и глубину которого пока никто не может спрогнозировать, -- говорит Людмила Шахотько. -- Пока не совсем понятно, насколько сильно он затронул нашу страну, не накоплен опыт, который помог бы просчитать, насколько кризис может повлиять на демографические процессы.
В Беларуси, как и во всем мире определенное количество людей не имеет детей, потому что не хочет. Они называют себя свободными от детей — чайлд-фри. Татьяна Гапличник считает, что большинство отказывающихся по идейным соображениям от рождения детей, — это достаточно успешные люди, которые делают карьеру. Их число хоть и увеличивается, но на демографических процессах негативно не скажется.
— Я не думаю, что это движение станет настолько массовым, что окажется критичным для рождаемости. От общей массы людей, не имеющих детей по различным причинам, чайлд-фри, по данным исследователей США, составляют среди женщин в возрасте 40 лет 6-7%.
Свободные от детей появляются вместе с либерализацией общества, когда определенная часть населения осознает, что человек имеет право на выбор и может игнорировать общие установки. В обществе всегда есть люди, которые делают все не так, как остальные.
Именно на чайлд-фри и направлен налог на бездетность, введение которого так бурно обсуждалось недавно в Беларуси.
— Не вижу смысла вводить налог на безбрачие или бездетность, — отмечает Татьяна Гапличник. — Безусловно, это возможность сбора не очень больших сумм в казну государства, но не думаю, что кто-то решит родить ребенка, чтобы не платить этот налог. Особенно это становится очевидным, если учесть, что те, кто сознательно принимают решение не заводить детей, -- как правило, обеспеченные люди. И уж точно не изменят из-за необходимости платить налог свою жизненную позицию.
Как бы ни менялась семья, какие бы формы ни приобретала, она все равно будет нуждаться в поддержке, признании, поощрении государства, считает координатор ЮНФПА в Беларуси. Проще заводить детей там, где их ценят. Чтобы белорусы почувствовали, что в нашей стране происходит именно так, в социальной политике государство будет вынуждено искать новые формы поддержки семьи в новом мире.