В поисках утраченного
В поисках утраченного
Жители деревни Новая Мышь уже более века сетуют, что в свое время железная дорога всего–то пару километров не дотянула до них. Прошла чугунка через фольварк Барановичи — вот и вырос тот в большой город. Новая же Мышь так и осталась за чертой большой городской жизни. А ведь местечко в свое время было центром и гмины, и района.
Возникло селение на берегу реки Мышанки. Может быть, именно от речки и пошло название деревни. Местный краевед, директор Тешевлянской школы Василий Дубейко считает, что топоним имеет древний балтский корень «машаз» или «маша», что значит «малый», «маленький». Хотя в основе названия могло лежать и литовское «мышкас» — «лесистый». Впрочем, самим жителям Новой Мыши больше нравятся те старинные красивые легенды о возникновении названия их малой родины, что передаются из уст в уста уже не одно поколение. Одну из них даже положил в основу своей баллады «Мышанка» белорусский поэт XIX века Ян Чечот, чье детство прошло на этих берегах.
...Жил недалеко от безымянной реки боярин Мышка, и была у него дочка–красавица. Сильно приглянулась девушка боярскому слуге, и захотел он взять ее силой. Тогда решила боярская дочка спастись на той стороне реки, бросилась в воду да и утонула. Все очень жалели девушку, потому и назвали ее именем реку и селение, возникшее на берегу. Так, мол, и появились Мышанка да Мышь, говорит старинная легенда.
Исторического подтверждения существования боярина Мышки пока не найдено. Зато достоверно известно, что до XVI века поместье относилось к королевским владениям. Потом его хозяевами становились Хадкевичи, Синявские, Юдицкие, Масальские и Неселовские.
С именем Хадкевича связано первое упоминание деревни в письменных документах: в 1563 году староста Ян Хадкевич получил Мышь в подарок от короля польского Сигизмунда II Августа за воинскую службу. С 1566 года Мышь значится в документах уже как местечко, в поселении начинается строительство деревянного замка. Велось оно на берегу Мышанки, внушительные стены с трех сторон окружали широкие рвы и высокие, до 4 метров, валы. С четвертой стороны укрепление защищала река. Остатки тех валов и рвов можно увидеть и сегодня...
В середине XVII века селение было сожжено, после чего отстроено уже на новом месте, в нескольких километрах поодаль. Отсюда, видимо, и пошло название Новая Мышь — в отличие от Старой. Памятью о давних временах Новой Мыши, до сих пор сохранившей планировку XVIII века, остаются прекрасный костел да руины бывшего гостиного двора (его еще называют «корчмой») и каменной мельницы.
В 1870 году в Новой Мыши проживало 1.630 человек. По величине местечко уступало лишь центру повета Новогрудку, городам Кореличи и Мир и местечку Любча. К концу столетия в Мыши появляются волостная управа, народное училище, почта и аптека. О подробностях той жизни можно прочитать в летописи деревни, бережно составленной работниками местной библиотеки. В летопись вошла история деревни, написанная Василием Дубейко, к сожалению, пока нигде не опубликованная, и множество материалов, записанных по воспоминаниям старожилов. Еще работники Новомышской библиотеки разработали поистине уникальный проект электронного музея старинной фотографии. Начиналось же все с просьбы к жителям деревни и местным выходцам поделиться с библиотекой старыми фотографиями, которые хранятся в семьях. Оказалось, самые давние снимки датированы 1905, 1907 и 1912 годами. На уникальных фото запечатлены жители Мыши, играющие свадьбы, идущие крестным ходом, поющие в хоре. Молодежь, солдаты, ученики народного училища, крестьяне, ремесленники... Вся история самобытного местечка — как на ладони.
— Мы даже не ожидали, что люди так интересуются историей своей малой родины, — не скрывала радости заведующая отделом обслуживания библиотеки Ирина Томарева. — Для начала провели фотовыставку, на открытии читали стихи о Мыши и Мышанке, пели местные песни. Выставка закончилась, а народ все несет и несет нам фотографии. Теперь в виртуальном музее Новой Мыши уже более 500 снимков. Надеемся, летом их уже можно будет увидеть на нашем интернет–сайте — он сейчас находится в процессе разработки.
А вообще–то в Новую Мышь стоит приехать — постоять на берегу реки, названной именем отчаянной девушки, взобраться на крутой вал королевского замка и почувствовать дуновение ветра, вдохновлявшего Яна Чечота на создание его напевных баллад...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Автор публикации: Татьяна ГРИНКЕВИЧ