Неравная конкуренция
03.05.2010
—
Новости Общества
Частников пытаются вытеснить с рынка
Конфронтация государственных и частных перевозчиков, сложившаяся на белорусском рынке автомобильных перевозок пассажиров, требует скорейшего разрешения.Автомобильные перевозчики негосударственного сектора ратуют за подлинное равенство на рынке, так как устали от бесчисленных проверок и необоснованных претензий в свой адрес. В свою очередь транспортные компании, подведомственные Минтрансу, полагают, что частник находится в привилегированном положении на рынке: мол, работает "втемную", избавлен от необходимости содержать огромный штат управленцев, не завязан на выполнение прогнозных показателей и т. д.
Под предлогом "борьбы за чистоту рядов" они пытаются откровенно вытеснить частников с рынка автомобильных перевозок пассажиров.
Между тем в Беларуси частному бизнесу принадлежит более 7 тысяч автобусов, многие из них ежедневно используются для выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Аналитики считают, что в этом сегменте рынка создано порядка 18 тыс. рабочих мест.
Выжить можно, развиваться - нет.
В ходе состоявшегося в начале апреля заседания круглого стола, прошедшего в Белорусском союзе транспортников (БСТ), частные перевозчики отметили самые болевые точки в своей работе.
"Одна из наиболее животрепещущих сегодня тем - это недобросовестная ценовая конкуренция", - отметил один из частных перевозчиков.
Ведь тариф государственного перевозчика формируется с учетом субсидий и их объем с учетом транспортного сбора (за счет него обновляются автобусы) составляет, в частности, для Минска 60-70%.
Может ли частный автоперевозчик на равных конкурировать за привлечение пассажира в таких условиях? Сегодняшний уровень рентабельности не дает ему развиваться, обновлять транспортные средства.
Бум развития частного бизнеса автоперевозок пришелся на 2002-2004 годы. Тогда тарифы на маршрутки были в 1,5 раза выше, чем на транспорт общего пользования, а цена топлива соизмерима со стоимостью платы за проезд. Поэтому и рентабельность была выше, что давало возможность замены парка транспортных средств: на маршруты выходила новая техника, можно было думать о перспективах.
За прошедшее время затраты на топливо выросли, появились также новые расходы. Поскольку для транспорта общего пользования в течение длительного времени тарифы были заморожены, то фактически оказались замороженными и тарифы частных автоперевозчиков, а их рентабельность приблизилась к нулю.
Как помочь перевозчику.
Между тем, например, в западноевропейских странах часть автомобильных перевозок тоже субсидируется. Но там субсидируется не конкретный перевозчик, а услуга, оказываемая определенной категории пассажиров.
Транспорт дорого обходится обществу, однако прямое субсидирование, как показывает практика, не способствует повышению эффективности его работы. Во многих странах ценообразование на общественном транспорте построено по-другому: провез на 5 рублей - еще 5 рублей государство субсидирует.
А не так, как в Беларуси: чем больше убытков, тем больше денег ты получишь от государства.
"Ни в Конституции страны, ни в законе об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках не говорится о приоритете государственного перевозчика перед частным", - отметила первый заместитель председателя правления БСТ Валентина Леончик.
Что же касается подзаконных актов, то там, по ее словам, все перевернуто с ног на голову.
"Если в транспорте общего пользования без билета едет пассажир, штрафуют пассажира, а у нас штрафуют водителя. Если бы штрафовали пассажира, он обязательно потребовал бы от водителя билет. Так кто же виноват в безбилетном проезде?" - задал вопрос один из участников круглого стола.
Во многих регионах страны функции операторов перевозок пассажиров в регулярном сообщении возложены на государственные автопарки, то есть им предоставлено право заключать договоры с частными перевозчиками.
Получается, что субъект хозяйствования, являющийся конкурентом частного перевозчика на местном рынке, берет на себя функции регулирования и наказания, вплоть до приостановки перевозок.
Если учесть, что автобусы частник приобретает в основном либо на условиях лизинга, либо в кредит, то такая "приостановка" деятельности означает ее уничтожение.
"Оператор, являющийся одновременно субъектом хозяйствования, не занимается своими функциями корректного регулирования рынка и больше напоминает лису, которую назначили старшей в курятнике", - отметила В. Леончик.
Один из участников дискуссии обратил внимание на то, что с 1 июля текущего года вступают в силу изменения в законодательство о страховании. При этом страховой полис для пассажирских автобусов малой вместимости - самый дорогой.
На государственных автопредприятиях автобус "Радзiмiч" страхуется по категории L2, а частного перевозчика страхуют по категории L4. Почему так происходит, никто не может дать обоснованного ответа.
В. Леончик считает, что давно пора создать общественный совет при Минтрансе для участия в разработке нормативно-правовых актов.
"Мы также за то, чтобы создать общественные советы по транспорту при каждом исполкоме. И вовсе не для того, чтобы перетягивать одеяло на частного перевозчика. Организацией перевозок сегодня серьезно не занимается никто, при этом государственные деньги здесь используются неэффективно", - подчеркнула зампредседателя БСТ.
Вот наблюдение, знакомое каждому жителю Минска: огромная "гармошка" везет по маршруту нескольких человек. Зачем? Маршрутка может перевезти их с большей эффективностью: израсходует в 3 раза меньше топлива и займет меньше места в дорожном потоке.
"Причина происходящего проста: нет должного взаимодействия оператора, государственного и частного перевозчика", - отмечает В. Леончик.
Частным перевозчикам иногда не хватает элементарной информации о пассажиропотоке на том или ином маршруте, схемах работы общественного транспорта и т. д., поэтому они действуют по наитию, на ощупь накатывают маршруты, с которых их потом нередко вытесняют при помощи недобросовестной конкуренции.
"Транспорт - слишком дорогая вещь. Поэтому наш союз заинтересован в том, чтобы деньги в стране научились считать все: не только люди бизнеса, но и чиновники", - подчеркнула В. Леончик.
Конфронтация государственных и частных перевозчиков, сложившаяся на белорусском рынке автомобильных перевозок пассажиров, требует скорейшего разрешения.Автомобильные перевозчики негосударственного сектора ратуют за подлинное равенство на рынке, так как устали от бесчисленных проверок и необоснованных претензий в свой адрес. В свою очередь транспортные компании, подведомственные Минтрансу, полагают, что частник находится в привилегированном положении на рынке: мол, работает "втемную", избавлен от необходимости содержать огромный штат управленцев, не завязан на выполнение прогнозных показателей и т. д.
Под предлогом "борьбы за чистоту рядов" они пытаются откровенно вытеснить частников с рынка автомобильных перевозок пассажиров.
Между тем в Беларуси частному бизнесу принадлежит более 7 тысяч автобусов, многие из них ежедневно используются для выполнения перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Аналитики считают, что в этом сегменте рынка создано порядка 18 тыс. рабочих мест.
Выжить можно, развиваться - нет.
В ходе состоявшегося в начале апреля заседания круглого стола, прошедшего в Белорусском союзе транспортников (БСТ), частные перевозчики отметили самые болевые точки в своей работе.
"Одна из наиболее животрепещущих сегодня тем - это недобросовестная ценовая конкуренция", - отметил один из частных перевозчиков.
Ведь тариф государственного перевозчика формируется с учетом субсидий и их объем с учетом транспортного сбора (за счет него обновляются автобусы) составляет, в частности, для Минска 60-70%.
Может ли частный автоперевозчик на равных конкурировать за привлечение пассажира в таких условиях? Сегодняшний уровень рентабельности не дает ему развиваться, обновлять транспортные средства.
Бум развития частного бизнеса автоперевозок пришелся на 2002-2004 годы. Тогда тарифы на маршрутки были в 1,5 раза выше, чем на транспорт общего пользования, а цена топлива соизмерима со стоимостью платы за проезд. Поэтому и рентабельность была выше, что давало возможность замены парка транспортных средств: на маршруты выходила новая техника, можно было думать о перспективах.
За прошедшее время затраты на топливо выросли, появились также новые расходы. Поскольку для транспорта общего пользования в течение длительного времени тарифы были заморожены, то фактически оказались замороженными и тарифы частных автоперевозчиков, а их рентабельность приблизилась к нулю.
Как помочь перевозчику.
Между тем, например, в западноевропейских странах часть автомобильных перевозок тоже субсидируется. Но там субсидируется не конкретный перевозчик, а услуга, оказываемая определенной категории пассажиров.
Транспорт дорого обходится обществу, однако прямое субсидирование, как показывает практика, не способствует повышению эффективности его работы. Во многих странах ценообразование на общественном транспорте построено по-другому: провез на 5 рублей - еще 5 рублей государство субсидирует.
А не так, как в Беларуси: чем больше убытков, тем больше денег ты получишь от государства.
"Ни в Конституции страны, ни в законе об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках не говорится о приоритете государственного перевозчика перед частным", - отметила первый заместитель председателя правления БСТ Валентина Леончик.
Что же касается подзаконных актов, то там, по ее словам, все перевернуто с ног на голову.
"Если в транспорте общего пользования без билета едет пассажир, штрафуют пассажира, а у нас штрафуют водителя. Если бы штрафовали пассажира, он обязательно потребовал бы от водителя билет. Так кто же виноват в безбилетном проезде?" - задал вопрос один из участников круглого стола.
Во многих регионах страны функции операторов перевозок пассажиров в регулярном сообщении возложены на государственные автопарки, то есть им предоставлено право заключать договоры с частными перевозчиками.
Получается, что субъект хозяйствования, являющийся конкурентом частного перевозчика на местном рынке, берет на себя функции регулирования и наказания, вплоть до приостановки перевозок.
Если учесть, что автобусы частник приобретает в основном либо на условиях лизинга, либо в кредит, то такая "приостановка" деятельности означает ее уничтожение.
"Оператор, являющийся одновременно субъектом хозяйствования, не занимается своими функциями корректного регулирования рынка и больше напоминает лису, которую назначили старшей в курятнике", - отметила В. Леончик.
Один из участников дискуссии обратил внимание на то, что с 1 июля текущего года вступают в силу изменения в законодательство о страховании. При этом страховой полис для пассажирских автобусов малой вместимости - самый дорогой.
На государственных автопредприятиях автобус "Радзiмiч" страхуется по категории L2, а частного перевозчика страхуют по категории L4. Почему так происходит, никто не может дать обоснованного ответа.
В. Леончик считает, что давно пора создать общественный совет при Минтрансе для участия в разработке нормативно-правовых актов.
"Мы также за то, чтобы создать общественные советы по транспорту при каждом исполкоме. И вовсе не для того, чтобы перетягивать одеяло на частного перевозчика. Организацией перевозок сегодня серьезно не занимается никто, при этом государственные деньги здесь используются неэффективно", - подчеркнула зампредседателя БСТ.
Вот наблюдение, знакомое каждому жителю Минска: огромная "гармошка" везет по маршруту нескольких человек. Зачем? Маршрутка может перевезти их с большей эффективностью: израсходует в 3 раза меньше топлива и займет меньше места в дорожном потоке.
"Причина происходящего проста: нет должного взаимодействия оператора, государственного и частного перевозчика", - отмечает В. Леончик.
Частным перевозчикам иногда не хватает элементарной информации о пассажиропотоке на том или ином маршруте, схемах работы общественного транспорта и т. д., поэтому они действуют по наитию, на ощупь накатывают маршруты, с которых их потом нередко вытесняют при помощи недобросовестной конкуренции.
"Транспорт - слишком дорогая вещь. Поэтому наш союз заинтересован в том, чтобы деньги в стране научились считать все: не только люди бизнеса, но и чиновники", - подчеркнула В. Леончик.