КАРЬЕРНЫЙ ВОПРОС. Уговор дороже денег

Источник материала:  
27.04.2010 04:00 — Новости Общества
Постоянно учиться для настоящего карьериста – это не просто необходимость, а непременный атрибут успешности. Но не всегда для этого есть возможности, в том числе материальные. Поэтому многие специалисты пытаются уговорить, уломать, упросить работодателя отправить «лояльного, перспективного сотрудника и просто хорошего человека» на курсы, на переподготовку, на тренинги в школы бизнеса, на второе высшее образование в университет... Куда угодно – выбор большой. Правда, руководители благие устремления не всегда разделяют.   

Уговор дороже денег
КАРЬЕРНЫЙ ВОПРОС. Уговор дороже денег
Дуй - не дуй, а все равно ничего не получишь
Услышав из уст руководителя отказ оплатить полуторагодичное обучение в бизнес-школе лучше принять печальное известие как факт. Во-первых (а также во-вторых), влияние кризиса все еще ощущается довольно сильно, и когда оно закончится, непонятно. Денег на переподготовку персонала тратить не хочется, да и взять их, откровенно говоря, негде. К тому же, где гарантия, что специалист, набрав дополнительные "поинты" и "скилы" благодаря щедрости родной фирмы, через годик-полтора тихо не перейдет работать в другую организацию? Аккурат когда рынок труда вновь всколыхнет рост. "В моей практике были случаи, когда специалист, "взращенный" на средства предприятия, делал нам ручкой и уезжал покорять просторы соседних стран. И если рассматривать образование в качестве отложенных инвестиций, такую ситуацию можно назвать провалом инвестпрограммы. Да и по-человечески обидно. Сотрудник, который не окупает вложенные в него деньги - это чистые убытки на бухгалтерском балансе, - делится учредитель небольшой компании А. Соколов. - И поэтому я согласен, что тот, кто один раз обожжется на молоке, будет постоянно дуть на воду".

Лучше платить сегодня, чем завтра
По секрету всему свету бизнес-школы не скрывают, что в 2009-м году помимо традиционных корпоративных программ повышенным спросом пользовались курсы для "физиков". Для физических лиц, которые за свой счет решили в непростые времена повысить личную профессиональную ценность. А о том, что малые и средние компании стали отправлять меньше сотрудников шлифовать компетенции, чаще всего скромно умалчивается. А зря, ведь когда трудные времена закончатся, команда может осознать, что наработанный годами опыт стал достоянием дня вчерашнего. Как раз тогда на сцену в массовом порядке выйдут "физики". Они непременно будут завышать собственную стоимость, и хочешь - не хочешь, а большие запросы придется оплачивать.
Приблизительно такие доводы можно привести своему шефу, когда он откажется отправлять вас на обучение. И предложить ему, например, внести изменения в трудовой или коллективный договор. "Конкретнее, вполне реально прописать там норму, по которой работник, прошедший курс обучения или переподготовки за счет организации, обязан определенное время оставаться на своем рабочем месте, то бишь не увольняться. А в случае "досрочной" смены компании с сотрудника будет истребована неустойка, - описывает юрист Андрей Михальченко. - Хотя не будем забывать, что в некоторых случаях предприятие обязано отправлять руководителей среднего и высшего звена на различные семинары, курсы повышения квалификации за свой счет". 

И двухтомника не хватит…
В некоторых случаях причиной отказа в оплате обучения может быть совсем банальная причина: у вас у самого нет ясного осмысления, для чего вам нужны все эти апгрейды. И кадровик или руководитель, после подробной беседы с жаждущим припасть к источнику знания работником вполне законно дает отказ. Другое дело, если вы действительно нацелены на развитие и желаете принести реальную пользу не только собственной карьере, но и родной компании. Есть много способов, которые если не заставят, то по крайней мере подтолкнут руководителя задуматься о том, что вкладывать деньги в развитие персонала выгодно.
Какую пользу компании принесет специалист, который прошел допобучение? На этот вопрос мы попросили ответить двух экспертов: Ксению Кручинину, руководителя отдела рекрутинга Отделения управления персоналом МАХ "Атлант-М" и Владимира Турсина, маркетинг-директора компании Belitsoft.

- Что нужно сделать сотруднику, чтобы уговорить работодателя дать "направление" на обучение?

К.К. - Прежде чем добиваться обучения, сотруднику важно понимать - в состоянии ли компания на сегодняшний день вкладывать деньги в его обучение. Второй, не менее важный момент: нужно ли компании развивать именно этого сотрудника. Для положительного ответа на этот вопрос нужно приложить максимум усилий и проявить смелость. Надо поговорить или с HRом организации, или с непосредственным руководителем - видят ли они его дальнейшее развитие. В нашей стране большая редкость спрашивать у руководства "довольны ли Вы моей работой?". У нас, как правило, все происходит по умолчанию. Хвалят - отлично, я молодец. Не хвалят - главное, что не ругают. Ругают - надо срочно придумать, почему я не виноват, ну или просто сделать виноватое лицо. А прийти к руководству и спросить - все ли я делаю правильно, в нужном ли я направлении двигаюсь, есть ли для меня какое-то развитие в рамках компании, и что я должен сделать для того, чтобы оно все-таки было. Редкий сотрудник об этом подумает.

В.Т. - На практике обычно выделяют краткосрочное и долгосрочное обучение персонала. Краткосрочное обучение - это профессиональные тренинги и семинары. В процессе такого обучения отрабатывается несколько навыков и умений (если это тренинг), или происходит информационная "вводная" по одной или нескольким темам (если это семинар). Продолжительность такого формата составляет от одного до трех дней. В нем больше заинтересована компания для решения своих бизнес-задач. Поэтому такое обучение обычно целиком оплачивает организация. В долгосрочном обучении (длительных программах, получении второго образования, программах повышения квалификации), безусловно, заинтересована и компания, и сотрудники. Оно повышает стоимость работника на рынке труда, поэтому хорошим решением здесь будет паритетная оплата обучения. В этом случае повышается и мотивация сотрудника, и его лояльность. С другой стороны, компания имеет компенсацию части затрат, и, заключая договор с сотрудником, получает определенные гарантии его работы в организации и использование полученных им знаний.

- Как Вы считаете, возможность получения образования за счет фирмы - действенный инструмент для мотивации персонала?

К.К. - Образование за счет фирмы - спорный мотиватор. Но на самом деле, как показывает опыт образовательных школ, те, кто оплатил свое обучение сам, постоянно задает вопросы, просит задержаться после занятий, предлагает для решения ситуаций свои собственные примеры, а еще чаще рассматривает жизненные ситуации. Человек, за которого платила компания, будет проявлять рвение только в ситуации, если для него есть значимая выгода от этого обучения. В остальных случаях это называется "прослушивание курса". Поэтому для меня оплата образования - сомнительный инструмент мотивации.

В.Т. - При правильном подходе учеба может стать одним из существенных факторов мотивации, что позволит как удерживать длительное время кадры от миграции, так и привлекать новых сотрудников. Ведь именно своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала позволяют расширить диапазон теоретических знаний и практических навыков. Это повышение напрямую связано с эффективностью работы не только отдельных сотрудников, но и предприятия в целом. Кроме того, возможность получить дополнительное образование является для абсолютного большинства работающих и потенциальных сотрудников мощным фактором стимулирования к трудовой деятельности. Поэтому компания "Белитсофт" всегда нацелена на обучение персонала, ведь ценные кадры требуют заботы: не занимаясь их развитием, есть риск их потерять.

- Каких сотрудников в первую очередь работодатель отправит повышать квалификацию и набираться знаний?

К.К. - Лояльных и перспективных. Я бы с радостью описала, как выглядят лояльные и перспективные сотрудники. Но проблема в том, что для каждой компании, для каждого бизнеса эти два слова имеют свои значения и свои проявления. Их такое множество. Чтобы описать их, придется написать целую книгу, а возможно, даже и двухтомник. 

В.Т. - Без сомнения, в первую очередь руководство компании направит на обучение наиболее перспективных работников, в которых видит потенциал, заинтересованность в своем профессиональном развитии, ответственных, а также кандидатов на вышестоящие должности.

Кстати, увольнение способного сотрудника из-за отказа нанимателя профинансировать дополнительное обучение - не столь уж и редкая причина. Так что, принимая решение, платить или не платить за переподготовку ценного специалиста, не лишним будет выяснить, какие цели преследует работник, желающий получить дополнительное образование. Ведь ошибки, полученные в процессе учебы, исправляются гораздо легче, чем кадровые просчеты.

Дмитрий Резников
←Российские белорусы "тают" на глазах

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика