Российский историк: идея единого учебника истории для СНГ — лишняя и вредная
Идея создания единого учебника истории для всех стран СНГ является абсолютно нереализуемой, считает директор Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Михаил Дмитриев.
"У нас держится архаическая, малопригодная для любых просветительских целей идея единого учебника, в котором, мол, будет даваться некий консолидированный взгляд на историю даже в рамках одной страны. Мне кажется, от этого нужно отказаться. На самом деле учебники существуют разные, учителя и преподаватели, в свою очередь, тоже не всегда руководствуются учебником, даже если он имеет гриф министерства. А уж тем более пытаться создать некий единый учебник по истории стран СНГ в нынешних условиях в принципе невозможно, бессмысленно, и даже в каком-то смысле вредно, поскольку это приведёт к бесплодным и долгим спорам", — сообщил Дмитриев в интервью ИА REGNUM.
Историк убежден, что общество нуждается в постоянной открытой дискуссии, которая велась бы, прежде всего, в СМИ, по используемым большой аудиторией телеканалам и в интернете. Это было бы намного лучше, чем писать общие учебники.
"Естественно, если на то будет политическая воля, то реализуемой станет любая инициатива. Вопрос будет решён бюрократическим путём, например, под это выделят грант. Под этот грант какая-то группа людей в Белоруссии, Казахстане и Украине напишет какой-то текст, этот учебник будет называться единым учебником по истории стран СНГ. После этого будет считаться, что историки пришли к какому-то консенсусу. А на самом деле и на Украине, и в Белоруссии, и в Казахстане будут учить не по этому учебнику, а по каким-то другим. То есть, с точки зрения реального влияния на состояние умов наших школьников, эта вещь почти невозможна", — подвёл итог Михаил Дмитриев.
Напомним, 26 апреля заместитель министра образования Беларуси Казимир Фарино предложил создать единый для всех стран СНГ школьный учебник истории. По мнению Фарино, в качестве эксперимента подобный курс мог бы преподаваться сначала в 10-11 классах школы, постепенно включаясь в программу школьного обучения.