Журналистский эксперимент. На ночном дежурстве в областном наркологическом диспансере
22.04.2010 13:07
—
Новости Общества
Одно дело прийти на медосвидетельствование добровольно и совсем другое - в сопровождении милиции. Остановившись на первом варианте, мы направились на ночное дежурство в областной наркологический диспансер. Он относится к учреждениям закрытого типа, и прежде чем попасть туда, взяли разрешение у главврача. Так что пока гости отмечали день рождения, который был у одного из нас, мы вдыхали винные пары в кабинете нарколога…
Ночная смена начинается здесь в 8 вечера и заканчивается в 8 утра. Когда подошли к улице Демьяна Бедного, на которой расположен наркодиспансер, у старинного здания 1906 года постройки уже стояло несколько милицейских машин. Нажали на кнопку звонка на входной двери. Его сигнал поступает в единственный работающий ночью кабинет, оборудованный камерами видеонаблюдения. Туда мы и направляемся.
В коридоре весьма оживленно. Два парня просят у милиционера разрешения закурить, провоцируя его на грубость. Но тот держится стойко. Даже невооруженным глазом видно, что ребята тепленькие: ведут себя раскованно, запросто включаясь в беседу с мимо проходящими людьми. В кабинете дежурят врач Александр Кунцевич и медсестра Антонина Никеенко. Мы устраиваемся в небольшой комнате, из которой хорошо видно всё происходящее.
Сама по себе процедура медосвидетельствования кажется на первый взгляд достаточно простой: в кабинет входит "клиент" в сопровождении милиционера (иногда двух). Ему предлагают подуть в прибор - алкометр. Затем измеряют давление и спрашивают: что, в каком количестве и когда пили? Потом врач предлагает дотронуться указательным пальцем до кончика носа и повернуться пять раз вокруг своей оси. После этого пишется заключение - "трезв" или "нетрезв". И пациент ставит подпись к формулировке "согласен" или "не согласен".
После первых двух часов наблюдения мы начинаем понимать, что не всё так просто. Некоторые выпившие ведут себя неадекватно, и к каждому из них нужен особый подход. Врач не интересуется предысторией визита, а милиционер не вмешивается в ход медосвидетельствования, даже если пациент отказывается его проходить.
Первый посетитель, вошедший в кабинет в сопровождении сотрудника ГАИ, держится спокойно и уверенно.
Алкометр показывает допустимое для вождения автомобилем количество алкоголя в организме. Всего за эту ночную смену только два человека были трезвыми. Большинство проверяемых управляли автомобилем и мотоциклом под мухой, таких в народе именуют "потенциальными убийцами". В месяц по области случается 50-60 ДТП с участием пьяных водителей. Реально пугают случаи, когда за рулем водитель, в крови которого - более 5 промилле алкоголя (потенциально смертельная доза). А сколько таких случаев не зафиксировано.
Вот и балагуривший в коридоре парень.
- Можете не объяснять, куда дышать. Я все знаю, не впервой, - бравирует он. - Давайте быстрей только: надо успеть еще друга встретить и за водочкой сходить.
Он даже не расстроился, когда узнал, что следующий пункт его маршрута - опорный пункт милиции:
- Вот и отличненько! Оттуда и до "Брянского" недалеко. Вы только друга тут долго не держите...
Его приятель ведет себя спокойнее, на вопросы отвечает хоть и заплетающимся языком, но с рассудительными нотками в голосе. По всей вероятности, он здесь впервые. Оба нигде не работают и не учатся.
- У вас было сотрясение мозга? - этот вопрос нарколог задает каждому. И каждый второй дает на него утвердительный ответ.
Дело в том, что некоторые клинические проявления сотрясения головного мозга у трезвого человека при пробах могут давать положительный результат, особенно если травма перенесена недавно. При тяжелых черепно-мозговых травмах такой результат может и длительно проявляться. Так что голову надо беречь!
В кабинет входит парень, который недавно уволился из детского сада. Теперь он сам как ребенок: пытается обмануть и приборы, и врачей. Наверное, не в курсе, что врач может поставить диагноз "опьянение" и без показаний аппаратуры, опираясь на видимые глазу клинические симптомы и показания.
А вот еще один, представший перед медиками в сопровождении двух сотрудников ГАИ. То, что мужчина подшофе, видно без специальных исследований. Он работает начальником отдела одного из заводов, но держится так, как будто весь наркодиспансер находится у него в подчинении.
- Не буду дуть в эту штуковину! Я не уверен, что она стерильная, - вероятно, знает, что, если обнаружат алкоголь в организме, поставят на учет.
Медсестра показывает ванночку, в которой стерилизуются насадки. Но он стоит на своем. Она достает новую упаковку - мужчина непоколебим:
- Буду проводить тест только со своей насадкой! Утром куплю.
Наблюдать за этим типажом - сплошное удовольствие. Театр одного актера, да и только. Он то и дело демонстративно вскакивает с места, чтобы прочесть информацию на стендах, требует сертификационное удостоверение на алкометр. Потом долго пишет что-то в заключении врача, пытаясь изложить свою мотивировку отказа от прохождения медосвидетельствования.
Заставить человека пройти все процедуры врач не вправе, но отказ уже будет приравнен к вердикту "нетрезв". Однако и в таких случаях у врачей есть свои хитрости. Нашему "герою" предложили на расстоянии дыхнуть в прибор Lion Alcoblow для контроля воздуха на содержание алкоголя. И в тот момент, когда он озвучивал очередную причину для отказа, прибор автоматически зафиксировал выдох. В результате загорелась красная лампочка, недвусмысленно указавшая на алкогольное опьянение.
Следующий посетитель, которому еще нет и 25-ти, до проведения процедуры признался честно: "Выпил, не спорю". Когда услышал, что степень его опьянения в 5 раз превышает допустимую дозу, вздохнул и произнес: "Мне лечиться надо..." Правда, сие признание прозвучало как-то неуверенно.
Позабавил следующий посетитель этого учреждения:
- Да не злоупотреблял я! Выпил только литров 5-6 пива и всё.
- А что, по-вашему, тогда злоупотреблять? - спросил врач.
- В критических ситуациях я могу и литров 12 выдуть!
Вот уж где диалог, достойный отдельной записи в блокноте Михаила Задорнова, собирающего факты про "настоящих русских мужиков".
За время нашего ночного дежурства попалось и несколько "настоящих русских женщин". В одном случае зафиксировано содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе с поистине мужской дозой в 2,1 промилле. Второй случай удивил больше всего. Девушка уверяла, что перед тем как сесть за руль, выпила около шести бутылок безалкогольного пива. При этом алкометр показал превышение нормы в 3 раза. Лукавила однозначно: скорее всего, безалкогольным пивом запивала что-то покрепче.
Контингент здесь самый разный: от безработных до начальников. Если первым всё по барабану, то вторых очень даже волнует: будут ли сообщать на работу?
- Такого рода информацию мы выдаем только по запросам правоохранительных органов или с мест работы, если только доказано, что наш пациент был нетрезв на рабочем месте, - прокомментировал главный врач областного наркологического диспансера Витольд Тумелевич. - Сами же данные по организациям не рассылаем. Потому что это может быть использовано против человека в корыстных целях. Если к нему есть претензии по линии милиции, то пусть там с ним и разбираются.
Тех, кто напился до полной невменяемости или, как говорится, до поросячьего визга, сюда не привозят: они не в состоянии выполнить требования нарколога. Их прямиком доставляют в отделение острых отравлений больницы скорой помощи. Там приводят в чувство, берут анализы на алкоголь, которые потом отправляют в лабораторию наркодиспансера.
Чтобы стать алкоголиком, мужчине нужно пить в течение 10-15 лет. Затем происходит распад личности с необратимыми последствиями. При этом дозы и частота принимаемого алкоголя не имеют значения. Женщины спиваются быстрее - в течение 7-10 лет, нередко и за 2-3 года.
Каждую ночь сюда привозят от 20 до 40 человек. Это подследственные СИЗО, посетители развлекательных заведений, бытовые пьяницы, водители подшофе и хулиганы.
Возвращаясь утром домой, мы вспомнили беседу врача с одной из пациенток, доставленной гаишниками.
- У вас 2,1 промилле, - произнес врач.
- Доктор, а это хорошо или плохо? - спросила она заплетающимся языком.
- А вам хорошо или плохо?
- Мне? Хорошо!..
- Тогда хорошо...
Наверное, так и рождаются анекдоты. О том, что мы увидели в эту ночь в наркодиспансере, можно рассказывать долго, но все впечатления едва ли впишутся в формат даже нескольких газетных полос.
Всё самое-самое
- Самый юный пациент, побывавший в наркодиспансере, - 9-летний пацан, нанюхавшийся клея.
- Самый старший - 77-летний мужчина, в нетрезвом состоянии оказавший сопротивление милиции.
- Самое большое количество алкоголя в крови при медосвидетельствовании зафиксировано здесь в 2007 году - больше 11 промилле. Причем результат подтвержден лабораторно. Парень выпил 3 литра водки за один раз, не закусывая. Сделал это на спор, после чего его еле откачали в реанимации.
- Самый смешной хмель - конфеты с водочной начинкой. Если съесть одну конфету и сразу же дунуть в алкометр, то он покажет 1,4-1,6 промилле. Но уже через 15-20 минут будет 0.
- Самое неожиданное открытие - наличие алкоголя в безалкогольном пиве. После принятия поллитровой баночки такого напитка через час в организме будет 0,2 промилле.
- Самое безвредное количество алкоголя - не более 450 граммов 40-градусной водки в год. Такую дозу специалисты считают нормальной, не наносящей вреда. Всё, что выше, в той или иной степени рано или поздно скажется на здоровье.
Камеры видеонаблюдения фиксируют происходящее в кабинете |
В коридоре весьма оживленно. Два парня просят у милиционера разрешения закурить, провоцируя его на грубость. Но тот держится стойко. Даже невооруженным глазом видно, что ребята тепленькие: ведут себя раскованно, запросто включаясь в беседу с мимо проходящими людьми. В кабинете дежурят врач Александр Кунцевич и медсестра Антонина Никеенко. Мы устраиваемся в небольшой комнате, из которой хорошо видно всё происходящее.
Сама по себе процедура медосвидетельствования кажется на первый взгляд достаточно простой: в кабинет входит "клиент" в сопровождении милиционера (иногда двух). Ему предлагают подуть в прибор - алкометр. Затем измеряют давление и спрашивают: что, в каком количестве и когда пили? Потом врач предлагает дотронуться указательным пальцем до кончика носа и повернуться пять раз вокруг своей оси. После этого пишется заключение - "трезв" или "нетрезв". И пациент ставит подпись к формулировке "согласен" или "не согласен".
После первых двух часов наблюдения мы начинаем понимать, что не всё так просто. Некоторые выпившие ведут себя неадекватно, и к каждому из них нужен особый подход. Врач не интересуется предысторией визита, а милиционер не вмешивается в ход медосвидетельствования, даже если пациент отказывается его проходить.
Первый посетитель, вошедший в кабинет в сопровождении сотрудника ГАИ, держится спокойно и уверенно.
Алкометр показывает допустимое для вождения автомобилем количество алкоголя в организме. Всего за эту ночную смену только два человека были трезвыми. Большинство проверяемых управляли автомобилем и мотоциклом под мухой, таких в народе именуют "потенциальными убийцами". В месяц по области случается 50-60 ДТП с участием пьяных водителей. Реально пугают случаи, когда за рулем водитель, в крови которого - более 5 промилле алкоголя (потенциально смертельная доза). А сколько таких случаев не зафиксировано.
Вот и балагуривший в коридоре парень.
- Можете не объяснять, куда дышать. Я все знаю, не впервой, - бравирует он. - Давайте быстрей только: надо успеть еще друга встретить и за водочкой сходить.
Он даже не расстроился, когда узнал, что следующий пункт его маршрута - опорный пункт милиции:
- Вот и отличненько! Оттуда и до "Брянского" недалеко. Вы только друга тут долго не держите...
Его приятель ведет себя спокойнее, на вопросы отвечает хоть и заплетающимся языком, но с рассудительными нотками в голосе. По всей вероятности, он здесь впервые. Оба нигде не работают и не учатся.
- У вас было сотрясение мозга? - этот вопрос нарколог задает каждому. И каждый второй дает на него утвердительный ответ.
Дело в том, что некоторые клинические проявления сотрясения головного мозга у трезвого человека при пробах могут давать положительный результат, особенно если травма перенесена недавно. При тяжелых черепно-мозговых травмах такой результат может и длительно проявляться. Так что голову надо беречь!
В кабинет входит парень, который недавно уволился из детского сада. Теперь он сам как ребенок: пытается обмануть и приборы, и врачей. Наверное, не в курсе, что врач может поставить диагноз "опьянение" и без показаний аппаратуры, опираясь на видимые глазу клинические симптомы и показания.
А вот еще один, представший перед медиками в сопровождении двух сотрудников ГАИ. То, что мужчина подшофе, видно без специальных исследований. Он работает начальником отдела одного из заводов, но держится так, как будто весь наркодиспансер находится у него в подчинении.
Если человек отказывается от медосвидетельствования, то милиционер, врач и медсестра письменно подтверждают этот отказ |
Медсестра показывает ванночку, в которой стерилизуются насадки. Но он стоит на своем. Она достает новую упаковку - мужчина непоколебим:
- Буду проводить тест только со своей насадкой! Утром куплю.
Наблюдать за этим типажом - сплошное удовольствие. Театр одного актера, да и только. Он то и дело демонстративно вскакивает с места, чтобы прочесть информацию на стендах, требует сертификационное удостоверение на алкометр. Потом долго пишет что-то в заключении врача, пытаясь изложить свою мотивировку отказа от прохождения медосвидетельствования.
Заставить человека пройти все процедуры врач не вправе, но отказ уже будет приравнен к вердикту "нетрезв". Однако и в таких случаях у врачей есть свои хитрости. Нашему "герою" предложили на расстоянии дыхнуть в прибор Lion Alcoblow для контроля воздуха на содержание алкоголя. И в тот момент, когда он озвучивал очередную причину для отказа, прибор автоматически зафиксировал выдох. В результате загорелась красная лампочка, недвусмысленно указавшая на алкогольное опьянение.
Следующий посетитель, которому еще нет и 25-ти, до проведения процедуры признался честно: "Выпил, не спорю". Когда услышал, что степень его опьянения в 5 раз превышает допустимую дозу, вздохнул и произнес: "Мне лечиться надо..." Правда, сие признание прозвучало как-то неуверенно.
Позабавил следующий посетитель этого учреждения:
- Да не злоупотреблял я! Выпил только литров 5-6 пива и всё.
- А что, по-вашему, тогда злоупотреблять? - спросил врач.
- В критических ситуациях я могу и литров 12 выдуть!
Вот уж где диалог, достойный отдельной записи в блокноте Михаила Задорнова, собирающего факты про "настоящих русских мужиков".
За время нашего ночного дежурства попалось и несколько "настоящих русских женщин". В одном случае зафиксировано содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе с поистине мужской дозой в 2,1 промилле. Второй случай удивил больше всего. Девушка уверяла, что перед тем как сесть за руль, выпила около шести бутылок безалкогольного пива. При этом алкометр показал превышение нормы в 3 раза. Лукавила однозначно: скорее всего, безалкогольным пивом запивала что-то покрепче.
Контингент здесь самый разный: от безработных до начальников. Если первым всё по барабану, то вторых очень даже волнует: будут ли сообщать на работу?
- Такого рода информацию мы выдаем только по запросам правоохранительных органов или с мест работы, если только доказано, что наш пациент был нетрезв на рабочем месте, - прокомментировал главный врач областного наркологического диспансера Витольд Тумелевич. - Сами же данные по организациям не рассылаем. Потому что это может быть использовано против человека в корыстных целях. Если к нему есть претензии по линии милиции, то пусть там с ним и разбираются.
Тех, кто напился до полной невменяемости или, как говорится, до поросячьего визга, сюда не привозят: они не в состоянии выполнить требования нарколога. Их прямиком доставляют в отделение острых отравлений больницы скорой помощи. Там приводят в чувство, берут анализы на алкоголь, которые потом отправляют в лабораторию наркодиспансера.
Чтобы стать алкоголиком, мужчине нужно пить в течение 10-15 лет. Затем происходит распад личности с необратимыми последствиями. При этом дозы и частота принимаемого алкоголя не имеют значения. Женщины спиваются быстрее - в течение 7-10 лет, нередко и за 2-3 года.
Каждую ночь сюда привозят от 20 до 40 человек. Это подследственные СИЗО, посетители развлекательных заведений, бытовые пьяницы, водители подшофе и хулиганы.
Возвращаясь утром домой, мы вспомнили беседу врача с одной из пациенток, доставленной гаишниками.
- У вас 2,1 промилле, - произнес врач.
- Доктор, а это хорошо или плохо? - спросила она заплетающимся языком.
- А вам хорошо или плохо?
- Мне? Хорошо!..
- Тогда хорошо...
Наверное, так и рождаются анекдоты. О том, что мы увидели в эту ночь в наркодиспансере, можно рассказывать долго, но все впечатления едва ли впишутся в формат даже нескольких газетных полос.
Всё самое-самое
- Самый юный пациент, побывавший в наркодиспансере, - 9-летний пацан, нанюхавшийся клея.
- Самый старший - 77-летний мужчина, в нетрезвом состоянии оказавший сопротивление милиции.
- Самое большое количество алкоголя в крови при медосвидетельствовании зафиксировано здесь в 2007 году - больше 11 промилле. Причем результат подтвержден лабораторно. Парень выпил 3 литра водки за один раз, не закусывая. Сделал это на спор, после чего его еле откачали в реанимации.
- Самый смешной хмель - конфеты с водочной начинкой. Если съесть одну конфету и сразу же дунуть в алкометр, то он покажет 1,4-1,6 промилле. Но уже через 15-20 минут будет 0.
- Самое неожиданное открытие - наличие алкоголя в безалкогольном пиве. После принятия поллитровой баночки такого напитка через час в организме будет 0,2 промилле.
- Самое безвредное количество алкоголя - не более 450 граммов 40-градусной водки в год. Такую дозу специалисты считают нормальной, не наносящей вреда. Всё, что выше, в той или иной степени рано или поздно скажется на здоровье.