ДЕНЬ, КОГДА Я СЛУШАЛА БЕРЕЗУ…
…— Девочки, ой, стойте, я нашла еще одну записку. Погодите, сейчас прочитаем, что там написано. «Идите через мост и не оглядывайтесь. Береза укажет вам путь».
— Интересно, долго еще идти? А красные нитки на ветках — тоже знак?
…Воскресенье. Удивительно солнечный весенний день. Стайка смеющихся, по-походному одетых девушек и женщин с рюкзаками и ковриками отходит от перрона станции «Вязынка». Для того чтобы добраться до конечной цели — особой полянки в лесу, — нам необходимо, как настоящим следопытам, сначала разыскать запрятанные «записочки-наводки» и знаки, указывающие правильный путь.
И день для всех собравшихся не совсем обычный. Потому что на банальный пикник юбки с собой не берут! А тут — одно из непременных условий. И вот 25 особ женского полу и один парень надумали ясным пригожим деньком послушать березу и пробудить женскую силу. Сначала мне было совершенно непонятно, зачем приличному на вид молодому человеку силу женскую пробуждать и все такое, но потом уже выяснилось, что это был хитрый лазутчик из одной газеты по заданию…
Нет, вы только не вообразите себе чего-то непристойного, мероприятие вполне себе чинно-благородное. Называется «День, когда слушают березу», и проводит его творческая группа «Перелет-трава» — сообщество энтузиастов, которым интересны подобные вещи.
В программке, которая накануне заботливо была роздана организаторами сего действа, значилось и очищение своего внутреннего пространства, и освобождение от негативных эмоций, и питие целебного зелья из заваренных трав, и угощение березовым соком, и поиски «своего дерева» и даже — ни много ни мало — вплетение желаний в ткань своей судьбы, и еще многое другое. И прилагался целый инструктаж по правильному поведению, рекомендующий, в частности, придумать себе на «березовый день» имя и отключить, чтоб не мешал, мобильный телефон.
Поговорив предварительно с одной из организаторов, узнаю, что «День слушания березы» давно был известен нашим предкам. Особенно он почитался у женщин, которые весной группами отправлялись в глухой лес для своих тайных женских ритуалов — подальше от мужских глаз. Тем не менее, в поездку готовлюсь под недоуменные взгляды близких мне людей и охи-ахи: мол, сектанты какие-то на шабаш слетаются, не иначе. Еле уговариваю домочадцев не лежать в кустах с биноклем и упрямо не кладу в рюкзак газовый баллончик.
Прехорошенькие жабы и синие цветочки
…Указатель с надписью «Минск» остается далеко позади, и мы с двумя подругами вливаемся в группу будущих «березниц», бодро шагающих по просторам родного края в поисках неизведанного. Надо сказать, что места там потрясающие красивые! Особенно чудесно, когда природа пробуждается и все вокруг цветет-растет. Женщины есть женщины. Это мужчины неуклонно шли бы к намеченной цели вперед и только вперед. А мы… Умиляемся каждой весенней весточке. Переходя через небольшой мостик, бурно восторгаемся огромному количеству прехорошеньких жаб. Показываем друг дружке яркую бабочку. Фотографируем какие-то красивые синие цветочки.
Дойдя до знака на дороге, изображающего две противоположные стрелочки и надпись «Доверься своей интуиции», понимаем, что организаторы явно переоценили эту самую пресловутую женскую интуицию. Куда дальше идти, явно не знаем.
Но, с грехом пополам, «всласть» побродив по пригоркам и низинам, наконец встречаем слегка замерзшую Друиду, которая уже и не чаяла нас видеть. Друида — барышня в старинном языческом одеянии, — приветливо расспрашивает, что интересного мы видели по дороге. Девушки радостно щебечут, делясь впечатлениями. Я, признаюсь, отвыкшая от столь длинных пеших прогулок с рюкзаком, мечтаю лишь об одном — просто посидеть на полянке. И можно даже без внутреннего очищения.
Тут нас немного пугает своим неожиданным появлением еще одна фигура — сама Береза, явившаяся проверить, кто это к ней пожаловал, — веселая хохотушка, тоже соответствующе одетая, непрерывно сыплющая шутками-прибаутками и интересующаяся, мол, какого лешего нас, собственно, сюда занесло. Становимся в круг, называем имена и говорим, зачем мы сюда пришли. Кто называет родное имя, кто придуманное, а одна девушка вообще рубит с плеча: «Я — чайка, летящая вдоль реки». Ничего себе, думаю. А я-то скромно Олесей назвалась... Складываем наши вещи в палатку, надеваем приготовленные юбки и, пройдя за Друидой и Березой на березовую полянку, усаживаемся на коврики.
Друида. Береза. Ведунья
Нам дают азы правильной техники дыхания, показывают разные упражнения. Пытаемся все делать, как сказано, подружки мои хихикают, а мне действительно интересно. Потом знакомимся с еще одним персонажем — Ведуньей, которая также выведывает наши имена, спрашивает, что мы хотим получить в этот день, чем можем поделиться и от чего хотим избавиться. Все опять скромно, «я — Ветрина, я — Олеся, я — Марина», «пришли за женской силой», «поделиться готовы добром», «избавиться хотим от негатива» и только упомянутая выше прелестница опять сурово так, с вызовом: «А я — чайка, летящая вдоль реки. Делиться ничем не буду». Ну и ладно, переживем как-нибудь.
Несколько оторопевшая от жесткого ответа, Ведунья, тем не менее, оптимистично заверяет всех, что самое интересное нас ждет еще впереди. Кстати, единственный среди нас паренек, потупив взор, следует примеру «чайки» и грустно признается, что делиться ему нечем, но горячо заверяет всех собравшихся барышень, что если что-то такое обнаружит в себе неизведанное, то непременно поделится. Этого, впрочем, не произошло. И слава богу — кто их, этих мужчин, знает, чем им там поделиться с женщинами не жалко.
…Мы чинно пьем заваренные травы и угощаемся «молодильными яблоками», сыром с хлебом и прочими гостинцами. Слушаем Ведунью, которая рассказывает про старинные белорусские обряды. Потом уходим на другую полянку, как сказано в программке, «пробуждать себя и землю, синхронизировать свои ритмы с ритмами природы, слушать землю и искать свое дерево». Снимаем обувь и ходим босиком, кстати, ощущение непередаваемое, особенно для городских жителей. Дриада с Ведуньей призывают нас услышать пробуждающуюся природу и делать нам все, что заблагорассудится.
Подставляю лицо солнечным лучам и закрываю глаза. И ни о чем не думаю. Открыв глаза, наблюдаю девушек, которые сливаются с природой, как каждой того хочется: кто танцует, кто, раздевшись, валяется в поле, кто уходит в глубь леса. Не знаю, что приходит в голову нашему молодому человеку при словах «слиться с природой» и созерцающему целую толпу дев на любой вкус, но, как бы то ни было, он ведет себя сдержанно, хоть немного скованно. И на том спасибо, что голышом по лесу не бегает и не позорит наш «березовый день».
Мы снова сидим на ковриках. Береза предлагает всем закрыть глаза и начинает негромко и плавно говорить о том, чтобы мы прислушались к своему сердцу и открыли его для природы. Мне сложно сосредоточиться и слушать внимательно. Но мне очень хорошо. И физически, и психологически. Я слышу шум ветра, ощущаю ласкающее меня солнце и понимаю, что давно не испытывала такого комфортного состояния. Не задумываюсь, что сыграло свою роль: молодцы-организаторы или день на природе, я просто наслаждаюсь.
Печали — в костер!
Потом мы каждая ищем свое дерево, чтобы набраться энергии или отдать свою, негативную. Как уверяет Друида, деревья могут даже забирать наши болезни. Говорит, что раньше, когда рождался ребенок, сажали дерево. На протяжении всей жизни человек приходил к нему со своими радостями и печалями и «подпитывался». Чудесная традиция, как мне кажется. Эх, жаль, что мы многое забыли из обычаев предков…
…Взявшись за руки, водим хороводы, а потом, разделившись на две группы и став напротив друг друга, поем старинные белорусские песни. Вернее, даже не поем, а подхватываем за Ведуньей и Березой. Сначала поем несмело, не все, но потом, втянувшись, уже дружно устраиваем настоящие перепевы. Мне начинает нравиться все больше и больше. Появляется какое-то странное чувство успокоенности и единения не только с природой, но и со всеми приехавшими девушками и женщинами.
Возвращаемся к костру, где нас ждет легкий ужин: вкуснейшая, из котелка, рисовая каша с изюмом и настоящий свежий березовый сок. Потом нам дают краски, листки бумаги и карандаши. Рисуем образы своих печалей и горестей и… бросаем бумагу в костер, мысленно прощаясь со своими невзгодами.
Когда мы полагаем, что уже все сюрпризы на сегодня закончились, Ведунья, улыбаясь, достает что-то искусно сплетенное причудливой расцветки. Выясняется, что это традиционный женский белорусский пояс. Она предлагает каждой из нас попробовать свои силы в плетении, вручает нам булавки, цветные нитки и ножницы. Мы, сидя тесным кружком у потухающего костра, неторопливо плетем веревочки и негромко беседуем. Даже мои легкомысленно настроенные подруги увлеченно что-то там «ваяют». Причем мы можем про себя загадать желание и как бы «вплести» его в веревочку. И оно непременно должно сбыться. Ведунья и Друида объясняют, что у древних славян такие посиделки были вроде групповой терапии. Охотно верю. Умиротворяет!
Напоследок, узнав, что Ведунья умеет гадать при помощи рун, дружно становимся в очередь за «судьбой». Уверена, что все приехавшие гадают на свое женское счастье. Оно и понятно…
…Когда мне будет грустно или просто на душе «заскребут кошки», я вспомню, как мы, не знакомые друг с другом женщины и девушки, стояли и, улыбаясь, пели. Старинные белорусские песни. В весеннем лесу на залитой солнечным светом полянке.