КАРЬЕРНЫЙ ВОПРОС. Дайте денег, а то уволюсь

Источник материала:  
20.04.2010 04:00 — Новости Общества
Требовать повышения зарплаты - дело по нынешним временам неблагодарное. Году эдак в 2006-2008-м еще можно было устраиваться на работу с прицелом на материальную перспективу. Тогда многие профессионалы за месячную зарплату умудрялись и кредиты выплачивать, и одеваться в модных бутиках, и обедать в ресторанах, и на жизнь кое-что оставалось. Сегодня специалистов с высокими окладами хоть и стало меньше, но шанс на повышение зарплаты сохранился. Может, и вы окажетесь в числе счастливчиков? Надо только знать, как грамотно подкатить к начальству.

Дайте денег, а то уволюсь
КАРЬЕРНЫЙ ВОПРОС. Дайте денег, а то уволюсьДенег нет! А вы хорошо их искали?
На официальном сайте Кремля пресс-служба российского правительства опубликовала на прошлой неделе декларацию о доходах первых лиц государства российского. Несмотря на то, что у Владимира Путина доходы за прошлый год оказались примерно на 19 тысяч больше, нежели у Дмитрия Медведева, заработная плата обоих лидеров уменьшилась. На этом примере любой начальник может категорически отмести любые доводы подчиненных о повышении зарплаты. Если уж у сильных мира сего доходы упали, то что говорить об остальных. Денег нет - стандартная отмазка, которая срабатывает в 90% случаев. Но ведь известно: денег или просто нет, или денег нет вообще… "Всем понятно, что давно назрела необходимость менять систему страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. О проектах, которые предусматривают снижение нагрузки на работодателей, говорится много. Но делается, как мне кажется, недостаточно. Поэтому мы по-прежнему платим 35 процентов "сверх" начисленной заработной платы. Это, я думаю, и
останавливает рост зарплат, - не скрывает проблему директор частного торгового предприятия Дмитрий Ам-в. - Конечно, из-за этого продолжает существование практика выплат денег в конвертах, и как способ мотивации персонала, и как выход, позволяющий сократить издержки предприятия. И кризис тут совершенно ни при чем".

К тому же, рецессия по всему мира затронула не все белорусские компании. В некоторых из них - в частности, занимающихся оптовой торговлей, предоставлением услуг для бизнеса, работающих в финансово-кредитной сфере, - дела по-прежнему идут нормально. И персонал, который работает в хорошем темпе, вправе рассчитывать на достойное вознаграждение и бонусы. Об этом также сигнализируют изменения, которые произошли с начала года. Система начисления заработной платы стала более гибкой. А такая непростая штука, как Единая тарифная квалификационная сетка, как уже почувствовали многие руководители, позволила более либерально подходить к начислению заработной платы. Вдобавок, на официальном уровне дана отмашка на выплату ежегодных бонусов для топ-менеджеров. Причем, размер поощрений определяет сам наниматель. Остается, правда, определить, кто достоин поощрений. Но это решать уже самим работодателям.

Сыграть на страхах руководителя
Получается, что сегодня все стремятся сокращать издержки, но при этом понимают, что без поощрений лучших работников тоже не обойтись. Лишних денег ни у кого нет - для того, чтобы начальник повысил зарплату, нужна очень веская причина. И даже если таковой нет, то ее всегда можно придумать… 
Существует множество способов уломать начальство на повышение зарплаты. И каким из них воспользоваться, зависит от личности просителя. Есть категория сотрудников, которые способны делом, наглядно и без лишних проволочек доказать свою нужность и полезность. Но таких меньшинство. Большинство работников хотят и, вроде как, даже достойны большей зарплаты, но что-то им мешает ее попросить/потребовать. В основном, помехой на пути встают скромность, застенчивость, желание не выделяться или просто страх откровенного общения. Это не лучшие качества в борьбе за лакомый кусок от общего пирога. Так что сомнения на время лучше оставить, и приступить к созданию собственной тактики подхода к работодателю. А то, что план под названием "высокая зарплата" разработать нужно, сомнений нет. "Я давно для себя определил тактику общения с начальством. Проработав на новом месте год-полтора и хорошо зарекомендовав себя, я начинал намекать - мол, хочу от вас уйти. Сразу же начиналось: "Что? Почему? Куда?", - рассказывает специалист по PR Александр Зацеплин. - А потом возникал логичный вопрос о зарплате, и я всегда говорил, что хотелось бы, конечно, получать больше. Срабатывало… Так же добивались повышения мои знакомые. Интересное наблюдение - пока ты работаешь, тебе никто не предлагает новых карьерных высот. А когда заявляешь об уходе, сразу же оказывается, что есть свободное, более престижное и высокооплачиваемое место. И тебе его обязательно предложат".

"Тушите свет", а не пожар
Способов добиться повышения можно придумать много. Но если вы все-таки решились на конкретный разговор с директором, помните, что главное - не наделать ошибок. Следует четко знать, чего не стоит говорить и делать. Одной из самых грубых ошибок считается довод а-ля "Я здесь дольше всех работаю, давно пора повысить зарплату". Откровенно нелепы и жалки будут и сентенции на тему "я купил квартиру (родился ребенок, женился-развелся) - нужны деньги". Также неразумно угрожать и давить, говоря о том, что с вашим уходом компания может потерять ключевых клиентов. Ведь начальник, столкнувшись с угрозой увода клиентов или партнеров, будет вынужден создать плохую репутацию сотруднику, который затеял весь сыр-бор. Если вы задумали идти на шантаж, блеф или угрозы, лучше сразу просчитать все последствия такого поведения. И решить, стоит ли с этим связываться. Ведь можно найти более спокойные и разумные способы. "Для начала узнайте у коллег, выполняющих аналогичные вашим обязанности, сколько получают они. Необходимо учитывать, что во время кризиса не всегда на предприятиях есть возможность повышения заработной платы. Вы можете предложить альтернативные варианты (оплачиваемый отдых ваш либо ваших детей, оплата транспортных расходов, телефонных расходов, полная или частичная оплата жилья), - советует директор психологического агентства НЛС, психолог Любовь Мицкевич. - Немалую роль играет аудит собственных знаний, умений и навыков - accessment. Советую также максимально подробно расписать на бумаге свои рабочие обязанности. Сравните этот список с должностными инструкциями. Если вы убедитесь, что перечень выполняемых задач шире, - это и будет одним из стимулов подготовиться к переговорам с начальством. Настроившись на боевой лад, пора отправляться к директору в кабинет. Лучше всего использовать навыки конструктивного общения. Никогда не применяйте дешевые приемы поднятия собственной значимости. Например, сначала сотрудники организовывают небольшую катастрофу в коллективе, а затем "тушат пожар". С другой стороны, если ничего не происходит, то о человеке попросту забывают. Лучше всего разработать полезное для компании предложение и оформить его в виде докладной записки".

А ещё, по мнению г-жи Мицкевич, ни в коем случае не стоит говорить о повышении зарплаты, если:
- руководство начало какой- то новый проект, либо открывает новое направление;
- у вас недавно сменилось руководство, и оно еще не в курсе особенностей взаимоотношений внутри компании;
- вы осведомлены о сложных (конфликтных) отношениях своей администрации как внутри коллектива, так и вне работы;
- у вас в компании была недавно проверка и наложены штрафные санкции;
- а еще нельзя требовать повышения заработной платы в канун больших праздников, значимых дат (дней рождений и т.п.), в конце подотчетных периодов (квартала, года и т.д.).

Повышение заработной платы было и остается самым надежным и эффективным рычагом воздействия на работу персонала. Но сейчас этим инструментом собственники и топ-менеджеры пользуются очень осторожно, предпочитая не рисковать. Достойными большего заработка могут стать только лучшие. В принципе, это и неплохо. Налицо стимул к формированию внутренней конкуренции, которая, может, не всегда справедлива, но зато помогает профессиональному развитию. Что идет только на пользу каждому отдельно взятому сотруднику всей компании в целом.

Дмитрий Резников
←Паводок на... поводке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика