Генпрокуратура Беларуси хочеть расширить ограничения на совместную работу в госорганизациях близких родственников

Источник материала:  
В целях усиления борьбы с коррупционными проявлениями, запрет предлагается распространить на бабушек, дедушек, внуков, внучек, на родство, установленное в ходе акта усыновления и другие степени родства.Как сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры, новая инициатива появилась во исполнение решения республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, которое состоялось в ноябре 2009 года. Тогда Генпрокуратурой совместно с ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» и другими заинтересованными государственными органами был изучен вопрос о необходимости внесения изменений в статью 27 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) в целях расширения ограничений по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников в государственных организациях.

Между супругами, близкими родственниками и свойственниками, как правило, имеется особая моральная и материальная общность, отмечается стремление оказывать содействие друг другу в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей. Работа таких лиц в одной организации, сопряженная со взаимной подчиненностью или подконтрольностью, создает благоприятную почву для различных злоупотреблений, направленных в том числе на совместное обогащение, сокрытие одним из них правонарушений, совершенных другим, отмечает Генпрокуратура.
В связи с этим установление ограничений по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников работе в государственных организациях представляется вполне оправданным, отвечающим интересам борьбы с коррупцией и экономическим интересам государства. При этом, разумеется, следует избегать необоснованного ограничения трудовых прав граждан.

Согласно статье 27 ТК Республики Беларусь запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

По мнению Генпрокуратуры, такие ограничения нельзя признать в достаточной степени всеобъемлющими и эффективными в предупреждении коррупционных и иных правонарушений в государственных организациях.

Генпрокуратура обращает внимание на то обстоятельство, что вопреки статьям 59, 60 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в статье 27 ТК Республики Беларусь супруги необоснованно отнесены к категории близких родственников.

Круг близких родственников, на которых распространяются ограничения по совместной работе в государственных организациях, по мнению Генеральной прокуратуры, необоснованно сужен путем исключения из него деда, бабки и внуков. Без достаточных на то оснований ограничения не распространены также на усыновителей и усыновленных (удочеренных), которые по правам и обязанностям приравниваются к родителям и детям.
В статье 27 ТК Республики Беларусь четко не отражено, что указанные в ней ограничения распространяются только на родных братьев и сестер.
Генеральная прокуратура полагает, что ограничения по совместной работе в государственных организациях необходимо распространять только на случаи занятия супругами, близкими родственниками и свойственниками должностей, связанных с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных обязанностей и юридически значимых действий.

Кроме того, по мнению прокуратуры, целесообразно установить исключения из общего правила о запрете совместной работы супругов, близких родственников и свойственников в тех отраслях экономики, в которых такой запрет в силу объективных факторов не может быть соблюден.

Так, по информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, установление в государственном секторе экономики общего запрета на совместную работу супругов, близких родственников и свойственников, сопряженную с взаимной подчиненностью или подконтрольностью, может вызвать серьезные сложности в обеспечении кадрами государственных медицинских и образовательных учреждений.

На практике трудоустройство выпускников педагогических и медицинских учебных заведений осуществляется не только с учетом государственных потребностей в специалистах данной квалификации, но и с учетом желания выпускников, создавших семьи, работать в одном населенном пункте. В силу объективных причин выпускники нередко направляются на работу в одну школу или одно амбулаторно-поликлиническое учреждение.

С учетом изложенного, а также предложений других государственных органов Генеральная прокуратура полагает возможным в части первой статьи 27 ТК Республики Беларусь установить запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) лиц, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, родные братья и сестры, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки, а также родители, родные братья и сестры, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), дед, бабка и внуки супругов), если они являются должностными лицами и их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

в части второй этой же статьи предлагается предусмотреть дополнительный запрет на совместную работу в государственных организациях близких родственников и свойственников, если один из них является должностным лицом, а другой – непосредственно подчиненным или подконтрольным ему кассиром;

в части третьей указать, что исключения из правил, предусмотренных частью первой и второй настоящей статьи, могут быть установлены законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме того, в части четвертой статьи 27 ТК Республики Беларусь необходимо закрепить, что запреты, предусмотренные в частях первой и второй настоящей статьи, могут устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.

Генеральной прокуратурой предложено изложить часть третью статьи 348 ТК Республики Беларусь в следующей редакции:
«При совместительстве в государственных организациях запрещается совместная работа лиц, указанных в статье 27 настоящего Кодекса, связанная с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью».

Соответствующие предложения направлены Генеральной прокуратурой в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
←Добрая традиция вешать замки с наивной подписью на память с одним из минских мостов сыграла злую шутку

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика