Столичные «хрущевки» собираются подрасти
В Минске в текущем году 32 малоэтажных и среднеэтажных жилых дома (трех- и пятиэтажки) предполагается надстроить мансардами.
Подобный способ увеличения городской жилплощади стали более активно применять два года назад, когда вступил в силу указ президента № 657 «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов», в соответствии с которым для строительства мансарды необходимо согласие простого большинства собственников квартир в доме.
дом на ул. Гвардейская, 1а
«Для того чтобы надстроить мансарду, необходимо, во-первых, получить согласие простого большинства собственников квартир в доме, во-вторых, получить также заключение о несущей способности фундамента, которое выдают специализированные организации, имеющие лицензию, такие как «Белстройинвестпроект», «Минскремстрой», «Белремстройпроект», «Белжилпроект» и другие, — рассказал «Белорусским новостям» начальник отдела капитального ремонта жилого фонда, реконструкции и строительства ГПО «Минское городское жилищное хозяйство» Александр Юхно. — Специалисты проводят инженерное изыскание, рассчитывают, какой запас прочности имеет фундамент с учетом всех факторов, которые могли повлиять на него в процессе эксплуатации. И, в-третьих, для строительства дополнительных этажей необходимо привлечь средства инвесторов».
Как утверждает Александр Юхно, в наше время технологии строительства и производства стройматериалов шагнули вперед, и появилась возможность надстраивать дома легкими сборными конструкциями.
«Надстраивание мансард не мы придумали, эта технология давно используется во всем мире, — отмечает архитектор Татьяна Рак. — Если использовать нормальные материалы и нормальные конструкции, то такое строительство вполне безопасно. К примеру, если делать монолитные покрытия над мансардой. А вот деревянные нужно пропитывать антипиренами».
Предложения о надстройке дополнительных этажей делаются, в основном, жильцам тех домов, где требуется капительный ремонт. С появлением новых жилых площадей на дом увеличивается нагрузка и требуется замена инженерных коммуникаций — изменение диаметра стояков водоснабжения и теплоснабжения, установка нового оборудования электрощитовой, бойлерной и т.п. Если надстраиваются жилые помещения типовых потребительских качеств, инвестор финансирует до 10% стоимости капитального ремонта дома.
Если же дом еще не нуждается в капитальном ремонте, строить в нем мансарду, по мнению Александра Юхно, нецелесообразно. В данном случае инвестору придется все равно делать ремонт дома, но финансировать его полностью.
Количество надстраиваемых этажей в здании зависит от нуждаемости микрорайона, в котором оно расположено, от желания инвестора и от согласия жильцов дома. Обычно это мансарда либо один этаж плюс мансарда. Если в итоге общее количество этажей будет больше шести, в доме необходимо также пристроить лифтовые шахты и установить лифты.
Что же касается назначения дополнительных этажей, в первую очередь в них строятся квартиры для нынешних жильцов дома, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Надстройка квартир повышенной комфортности и офисных помещений производится с учетом мнения жителей.
Некоторые минчане, обсуждавшие строительство мансард на форумах, беспокоились, что для укрепления фундамента строители будут вынуждены засыпать их подвалы. Такое мнение вызвало у Александра Юхно, мягко говоря, удивление: «Даже если и требуется укрепление фундамента, есть масса способов, один из которых — устройство буронабивных свай или инъекций. А если засыпать фундамент — это не значит, что он станет крепче, такого варианта укрепления просто не существует».
Не менее важной заботой при строительстве дополнительных квартир в доме является и увеличение парковочных мест. Эта проблема, как утверждает А.Юхно, решается в рамках капитального ремонта, который включает в себя и проект благоустройства — осуществляется расширение внутридворового проезда, что уже позволяет припарковать большее число транспорта, а также организуются дополнительные парковочные места с учетом минимального сноса зеленых насаждений.
«Среди жильцов могут быть люди, скажем, пенсионного возраста, которые много времени проводят дома и воспринимают парковки как постоянную загазованность, — обращает внимание начальник отдела капремонта, реконструкции и строительства. — Поэтому вопрос расположения парковок тоже решается с жителями, как и вопрос расположения контейнерных площадок, и строительство лифтов».
Отвечая на вопрос о целесообразности реконструкции «хрущевок», А.Юхно отметил, что решения о судьбе тех или иных домов в столице принимается в соответствии с проектом детальной планировки города, в котором отмечена перспектива развития микрорайонов и обозначен снос, реконструкция и ремонт каждого конкретного зданий.
Строительство мансард в Минске является отнюдь не новинкой, однако до выхода указа № 657 для этого требовалось согласие всех собственников квартир в доме. Тем не менее, есть в столице и здания с мансардами «доуказного» периода — к примеру, дом по ул. Грибоедова, 2а. Мансарда уже давно пристроена, однако одна из жительниц этого дома Галина Александровна вспоминает, что согласия на это не давала и в документе рядом с номером ее квартиры было написано «категорически против».
дом по ул. Грибоедова, 2а
По словам Галины Александровны, изначально им обещали, что строительство и ремонт дома продлятся два года, но в итоге сроки были превышены на год.
Жительница дома рассказала также и о неудобствах, которые пришлось пережить за эти три года: «Я живу на пятом (последнем — прим. авт.) этаже, и могла в своей квартире вверху видеть небо. А когда пошел дождь, вода текла по стене до четвертого этажа».
После обращения жильцов в Администрацию президента, им предложили сделать ремонт, но, как утверждает Галина Александровна, после всего пережитого она уже ничего не хотела. Иногда у нее до сих пор затекает балкон.
Поддержала соседку еще одна жительница дома Лилия Евгеньевна: «У меня одна комната, во время ремонта в ней разбили стену, чтобы сделать новую и заложить окно, — в квартире была каменоломня. У меня аллергия на пыль, а теперь появилась астма. Кроме того, приходилось сидеть дома и следить за строителями».
Жительницы дома также рассказали о том, что во время ремонта и строительства рядом забивались сваи для строительства еще одного здания, в результате чего их дом в торце дал трещину длиной в три этажа.
Согласно пункту 1.7 указа президента № 657 «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов», «в проектно-сметной документации на реконструкцию жилого дома при его надстройке должно предусматриваться временное отселение собственников жилых помещений и нанимателей таких помещений, членов их семей, проживающих на верхнем этаже этого дома, а также других лиц (если осуществление надстройки создает препятствия для проживания этих лиц, владения и пользования имуществом, находящимся в их собственности или на иных вещных правах)».
Если следовать указу, этим должен заниматься заказчик (застройщик), который также оплачивает жилищно-коммунальные услуги и маневренного фонда, и освобожденных квартир.
Как видим, в случае с домом по ул. Грибоедова, 2а никакого отселения не было. «Белорусские новости» попытались связаться с Анатолием Анисько — руководителем отдела мансардного строительства компании «СарматСтройИнвест», которая выступала застройщиком данного дома, однако Анисько отказался что-либо комментировать, ссылаясь на небольшой срок своей работы в компании и общую занятость.
По мнению же начальника отдела капремонта жилого фонда, реконструкции и строительства ГПО «Минское городское жилищное хозяйство» Александра Юхно, такие работы могут проходить и с отселением, и без: «Если необходима замена или укрепление плит перекрытия, тогда придется выселять верхние этажи. Если плиты железобетонные, то можно надстроить и без выселения. Строительство будет проходить как обычный капитальный ремонт, а любой ремонт связан с неудобствами».
Сейчас жительницы дома по ул. Грибоедова, 2а с улыбкой вспоминают неудобства того ремонта — отсутствие воды и газа, невозможность пользоваться ванной и туалетом. Но было в этом всем и хорошее. Жильцам предлагали сделать в квартирах ремонт, необходимо было только купить материалы, а работа строителей для них была бесплатной.
«Сейчас, когда все уже закончилось, мы очень довольны. Нам нравятся наши лоджии, был просто балкон, а ради лоджий мы и терпели все эти неудобства. Бесплатно ремонт сделали, дом стал приличный», — рассказывает жительница дома Лилия Евгеньевна.
В мансардных квартирах живут, в основном, молодые — пожилым под самую крышу подниматься тяжело, а из-за малой этажности установить лифт жильцам не предлагали. К слову, у жителей пятого этажа была также возможность сделать из своей квартиры двухуровневую.
Пока неизвестно, сколько из 32 жилых домов, имеющих сегодня возможность для строительства мансард, будет все же надстроено. Инвесторы проявляют слабый интерес, а если они не появятся, в домах будет выполнен обычный капитальный ремонт. К тому же, согласие собственников квартир — явление непостоянное, в любой момент жители могут передумать.
Анастасия СОЛОНОВИЧ