Заботливей, участливей, человечней…
Любой нормально воспитанный и адекватный человек понимает: отношение к ветеранам войны как со стороны местной власти, так и каждого из нас должно быть особым. Более чутким, душевным, отзывчивым. Тем более в год 65-летия Победы. Поэтому случаи невнимания к ветеранам вызывают недоумение и оставляют неприятный осадок.
В «Р» обратилась дочь инвалида войны Георгия Филютича из деревни Выгонощи Ивацевичского района.
— Недавно я узнала, что Выгонощанский сельский Совет собирает документы участников и ветеранов войны: фотографии, письма с фронта. Предупредила отца: «К тебе тоже придут, так что вспоминай о том, как служил, воевал, как ранен был. Останется и твой рассказ для потомков». Но к отцу так и не пришли. А ведь он ждал. Это так обидно, что его обошли вниманием…
Ситуация и в самом деле некрасивая. В Ивацевичском районе осталось в живых всего 83 инвалида войны. А в сельском Совете их и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Так почему же те, кто собирал информацию о ветеранах, не дошли до Георгия Федоровича? Пытаюсь разобраться в ситуации. В идеологическом отделе райисполкома не в курсе проблемы, поэтому звоню непосредственно в сельский совет.
— Да, мы и в самом деле по просьбе Брестской областной и Ивацевичской районной ветеранских организаций собирали информацию. Но речь шла исключительно о документах: письмах, старых фотографиях, копиях удостоверений, наградных листов и орденских книжек, — объяснил председатель сельского совета Трофим Демянчик. – И поскольку из моего разговора с дочерью Георгия Федоровича выяснилось, что все документы хранятся у нее дома, в Гродно, мы не стали беспокоить пожилого человека. И конечно же, никто не хотел его обидеть.
Подтвердил эту информацию и председатель Брестской областной организации Белорусского общественного объединения ветеранов Степан Омелюсик:
— Областная газета «Заря» планирует выпустить к 65-летию Победы книгу, основанную на документах времен Великой Отечественной войны. Поэтому мы запрашивали у районных ветеранских организаций только документы, письма с фронта. О воспоминаниях ветеранов речь не шла. Кстати, документы больше не принимаются: книга уже находится в работе. И в нее войдет гораздо меньше материала, чем было собрано.
Итак, вопрос вроде бы разрешился: у ветерана действительно не было необходимых документов. И обидеть его, понятное дело, не хотели. Тем не менее обидели. Полагаю, Георгию Федоровичу, который в семнадцатилетнем возрасте ушел на фронт, служил связистом, участвовал в боях, был дважды тяжело ранен и награжден орденом Отечественной войны, многими медалями, есть что вспомнить и рассказать о событиях тех дней. Рассказать местной прессе, школьникам, просто односельчанам…
Может, кто-то посчитает мои мысли банальными, но я все же напомню: пройдет меньше десятка лет, и самые молодые из тех, кто воевал в той войне, уйдут из жизни. А значит, сегодня у каждого из нас есть последняя возможность услышать рассказы очевидцев, записать их воспоминания. И последний шанс выразить им свое уважение и признательность. Много ли требуется от нас, их соседей, родных, местной власти? Узнать, есть ли у них дрова, чтобы топить печь, могут ли они дойти до магазина или автолавки, исправна ли проводка в доме, помочь отремонтировать забор или крыльцо. Да и просто стать немного заботливей, участливей, человечней…