«ДОРОГАЯ» ALMA MATER

Источник материала:  

Когда-то это был хоть и «недешевый», но весьма престижный вуз. Считалось, что его выпускники получают разностороннее образование, в процессе обучения на хорошем уровне овладевают иностранными языками. Учебное заведение выдавало дипломы, якобы котируемые в Европе. Потом грянул гром. Выяснилось, что внешняя респектабельность зиждется на острых «подводных» камнях: далеко не прозрачная бухгалтерия, сомнительная репутация спонсоров. Речь идет о Европейском гуманитарном университете…

«Служили» два товарища
Анатолий Михайлов и Владимир Дунаев были друзьями — не разлей вода. В один прекрасный день пришла в их головы идея создать учебное заведение. Не простое, а элитарное. С замахом на европейский престиж. Казалось бы, отличная затея! Обучать молодое поколение — занятие прогрессивное! Взялись за работу и — молодцы — реализовали задуманное, создали в Беларуси Европейский гуманитарный университет. Честь и хвала!
Поначалу ЕГУ действительно зарекомендовал себя на «отлично». Но шло время, аппетиты росли. Тесно стало его создателям в своей стране. Воздух в Беларуси не соответствовал европейским критериям, надышаться им в полную грудь никак не получалось. «Спонсоры» проекта успокоили, мол, не волнуйтесь, в беде не оставим, поможем. Заманчивое обещание стало яблоком раздора.
Пока Анатолий Михайлов (ректор ЕГУ) бороздил заграничные просторы, решал, так сказать, представительские и организационные вопросы, его заместитель Владимир Дунаев зря время не терял. Привлек новых студентов. Затеял кадровую «чистку», поменяв, как водится, «чужих» на «своих». Под шумок начал использовать вуз в качестве политической площадки для друзей-оппозиционеров. А главное — по «хозяйски» распорядился денежками, выделенными меценатами учебного заведения. Мудрость гласит: «Хочешь потерять друга — дай ему в долг». Вот с решения финансовых вопросов и начались «разборки». Теперь уже между бывшими единомышленниками пробежала черная кошка. Ректор Михайлов укрепился в мысли: заместитель посягает на его полномочия, подсиживает. В конечном итоге «братья по оружию» приняли решение разойтись полюбовно. Для надежности оформили «развод» юридически: дабы и волки были сыты, и овцы целы. Но и здесь не обошлось без интриг. Михайлов предложил заместителю добровольно расторгнуть трудовой договор с alma mater. Дунаев заартачился: он стоял у истоков создания заведения, знает всю подноготную, да и не представляет свою дальнейшую жизнь без родного вуза. Для пущей убедительности состряпал воззвание к студентам и преподавателям, в котором излил душу, что, мол, и рад бы служить на благо родному университету, но старый товарищ подводит, строит козни, не дает развернуться.
Ход был за ректором, и он его сделал. Михайлов выставил строптивому заместителю привлекательные условия. В качестве бонуса пообещал ему компенсацию на общую сумму до 41 тысячи евро и присвоение почетного звания Professor Emerit. Плюс возмещение расходов за проживание в стране ЕС. Как устоять перед таким предложением? Правда, с оговорками. Дунаев должен вернуть нанимателю sim-карту (мало ли, может, вел с кем-нибудь сепаратные переговоры?), обязан не разглашать сведений, порочащих репутацию учебного заведения. В случае невыполнения последнего требования, с обещанными денежными выплатами придется расстаться, заплатить штраф нанимателю из собственных средств (не покрывающихся ранее компенсированными). Если захотеть, любого можно заставить замолчать! Развязка истории — тому подтверждение. В наш циничный век дружба — удовольствие не дешевое…

На европейских просторах
По политическим мотивам Европейский гуманитарный университет в 2004 году «переехал» в Вильнюс. Ректор Михайлов камня на камне не оставил от своего былого детища. Сказал «нет» существующей в Беларуси системе образования, заявил, что в демократической Литве он будет вести обучение по европейским лекалам. Размах на рубль, дел на копейку! Реальность оказалась куда суровее, чем ожидалось.
Выяснилось, что восприятие руководством вуза понятия «европейские стандарты» далеко от реальности. Это стало очевидным после того, как начало расти недовольство качеством образования среди студенческой братии. Студенты, как известно, народ бесшабашный, свободолюбивый и не самый дисциплинированный. Если уж сами егэушники принялись роптать на отсутствие таких атрибутов университетской жизни, как «посещение занятий» и «формы контроля». Это показатель. В вузе из-за отсутствия должной организации учебного процесса имели место комичные эпизоды, когда преподаватели не были осведомлены о запланированных экзаменах. Да, собственно, и сам профессорско-преподавательский состав не больно уж интересовался, когда же придет для аудитории тревожное время икс. Моя собеседница — студентка ЕГУ Людмила — свидетельствует: «В университете стало «доброй традицией» не ставить студентов в известность о месте и времени проведения семинаров и практических занятий. Обеспечение учебными материалами (особенно по иностранному языку) в университете — проблема №1. Хотите учиться — приобретайте учебники самостоятельно. В последние два года университет прекратил оказывать помощь студентам в поисках жилья. Руководство вуза ссылается на недостаточный объем финансирования. Может, и так, но сей факт опять-таки бьет по кошелькам студентов. А мои родители — не самые состоятельные люди. Я не могу бесконечно обращаться к ним за помощью».
«Европейскость» вуза заключается в следующем. Образовательный процесс главным образом строится на самообразовании учащихся. Преподаватель дает определенное задание, не объяснив, как его выполнить, и не подсказав, где можно найти необходимую литературу. Результат: к выпуску по востребованной в современных условиях специальности «дизайнер» на одноименном факультете осталось всего четыре человека. Зато «свободомыслие» процветает. Например, на церемонию посвящения первокурсников явились старшекурсники, украшенные фашистской символикой. Таким «оригинальным» образом они пытались выразить свой протест против политики администрации ЕГУ, направленной, по их мнению, на предпочтение при приеме на учебу студентов-евреев по национальности. Вот такие идеи распространены в «европейском вузе» образца ХХI века! Показательно, что администрация ЕГУ не предприняла ровным счетом никаких адекватных шагов для усмирения молодых людей. Ректор Михайлов, видимо, считает европейской нормой закрыть глаза на неоднозначный инцидент. Грантодатели подсказали ему, что, мол, нельзя трогать молодых людей. Ведь они выражают свое мнение, а это ли не сущностная основа демократии? Общее руководство университетом осуществляет Управляющий совет. В его компетенцию входят вопросы стратегического руководства вузом, в том числе финансовые. В свою очередь Управляющий совет подконтролен Собранию совладельцев университета, точнее, его основным донорам: «Фонду Сороса», «Фонду Карнеги», Совету по международному образованию США (ACTR/ACCEL), датской неправительственной организации SILBA, ряду других. Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.
Сложившаяся система обучения и воспитания в ЕГУ (система ли?) дает отдельным молодым людям возможность «подзаработать» на стороне. А почему бы и нет, ведь свободного времени — хоть отбавляй. Много его было и у Павла Артюшкевича, студента факультета «Политическая и социальная философия». Молодой человек осужден за незаконный оборот наркотиков. Проблема трудоустройства действительно острая тема. Многие абитуриенты вуза и их родители пребывают в уверенности, что выпускников «европейского университета» ждут в странах ЕС с распростертыми объятиями. В действительности 85% из них не могут найти работу по специальности, являются невостребованными на рынке стран Европы. Многие выпускники продолжают обучение в магистратуре ЕГУ, но отнюдь не для того, чтобы повысить свой образовательный уровень. Просто это позволяет выиграть время и дает шанс хоть как-то устроить в дальнейшем свою жизнь.
А как же Литва, которая «приютила» университет? В прибалтийской стране наниматели не берут на высокооплачиваемую работу специалистов без знания литовского языка. Для большинства молодых людей — это очевидное препятствие. В текущем году многие студенты ЕГУ не прошли в Литве преддипломную практику. Вуз не стал утруждать себя достижением договоренностей с конкретными учреждениями и организациями прибалтийского государства. В силу невостребованности многие выпускники возвращаются в Беларусь, но и здесь не находят себе применения. В чем дело? Не в том, что в Беларуси опасаются принимать на работу «бунтарей из ЕГУ». Знания выпускников «европейского вуза» не соответствуют современным требованиям, предъявляемым на рынке труда Беларуси. А ведь многие талантливые дети рвутся поступить в ЕГУ, соблазняясь широкими европейскими горизонтами! Но талант необходимо огранить. В неумелых руках он, к сожалению, способен превратиться в заурядность.

В светлое будущее?
Переехав в Вильнюс, руководство Европейского гуманитарного университета обязалось перед международным сообществом чтить принципы европейского высшего образования на основе так называемого Болонского процесса с непременной поддержкой «белорусистики» в университете. Были задекларированы следующие цели: участие в формировании национальной элиты, способной привести Беларусь к истинно демократическому обществу, основанному на универсальных правах и свободах, равенстве перед законом и свободной рыночной экономикой, а также развитие национальной культуры в диалоге с культурами других народов. Звучит красиво, добавить нечего.
В конце прошлого года грянул пресловутый и уже набивший приличную оскомину финансово-экономический кризис. «Спонсоры» занервничали: пора прекращать практически в полном объеме поддерживать университет. Пришло время самостоятельно зарабатывать деньги. Как? Было принято решение ограничить набор студентов из Беларуси. С них денег много не возьмешь. Да и не рвутся белорусы в последнее время пополнить стройные ряды «настоящего европейского университета». Куда целесообразнее принимать абитуриентов из стран финансово благополучных, например, Болгарии, Польши и России. Белорусская идея отошла на второй план. Вдруг забылось, что вуз изначально планировался как национальный, с изучением всех предметов на родном языке.
Справедливости ради стоит отметить, что и с «европейскостью» не ладится. Может ли сегодня всесторонне развитый человек обойтись без знания иностранного языка? Не может! Но как же им овладеть, если преподают его лишь на 1-м и 2-м курсах очного, заочного и дистанционного обучения. Часов на изучение иностранного языка катастрофически не хватает. Может, в стране Евросоюза иностранный учат по какой-то особой методике, не предусматривающей языковой практики?
Для выхода из создавшегося положения в кулуарах университета идут дискуссии о целесо-образности изменения названия и статуса вуза. Рассматривается предложение трансформировать ЕГУ в региональный Восточноевропейский университет по примеру Центральноевропейского университета в Венгрии. Таким образом планируется поднять престиж alma mater, привлечь студентов-платников из Европы и России, по возможности улучшить финансовую составляющую вуза. Руководители университета намерены упразднить предметы, имеющие у абитуриентов «низкий рейтинг». К таковым, по их мнению, относятся специальности «белорусская филология», «культура», «социология», «философия». Естественно, это вызовет далеко не самую восторженную реакцию со стороны преподавателей белорусскоязычных и гуманитарных специальностей. Ведь они рискуют оказаться банально выброшенными на улицу. Но для того, чтобы трансформировать вуз, необходимо не только наличие соответствующей материально-технической базы, но и квалифицированного профессорско-преподавательского состава. А то ведь могут и не взять в «европейскую семью». Готов ли университет к этому? Ой ли.


Дарья СНЕГИНА
←Очарование души

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика