Почему дорожает проезд в общественном транспорте?
24.03.2010 09:41
—
Новости Общества
В начале марта в Беларуси на сто рублей подорожал проезд в общественном транспорте. Разрешили поднять цену и маршруточникам. А ведь в большом городе пешком везде не успеешь. Хочешь не хочешь, приходится увеличивать расходы.
При этом транспортники говорят, что пассажирские перевозки - дело убыточное, а между тем в час-пик даже в электричках метро двери не закрываются - так пассажиров много!
Ответить на спорные вопросы мы попросили заместителя генерального директора государственного предприятия "Минсктранс" Виктора Тозика.
"Топливо всегда дорожает быстрее, чем талончики"
- Сначала я напомню, что последний раз тарифы на общественный транспорт повышались в августе 2007 года. А только за последние полгода стоимость дизтоплива выросла на 400 рублей. А ведь автобус из-за этого меньше солярки потреблять не стал. И пассажиров мы меньше перевозить не стали. Смотрим дальше: с 2007 года стоимость электроэнергии выросла на 48,3%, дизтоплива - почти на 34%, шины подорожали почти на 13%, запчасти - на 33%. А мы подняли стоимость всего-то на 100 рублей! Сегодня окупаемость транспорта - всего 49%. Чтобы покрыть все затраты, талончик должен стоить 1,5-1,7 тысячи рублей. И такая цена у многих наших соседей. В Москве - 2,5 тысячи рублей, в Риге - около 3 тысяч рублей (в переводе на белорусские рубли. - Ред.). Мы, конечно, стараемся зарабатывать деньги: размещаем рекламу на транспорте, на различные мероприятия можно на несколько часов заказать трамвай или троллейбус, организовываем автобусные спецрейсы, наши автобусы заказывают для экскурсий, у нас есть своя система общепита… Но ведь основная наша деятельность - это перевозка пассажиров.
- Будет ли в этом году еще раз дорожать проезд?
- Решение о тарифах на проезд в общественном транспорте принимает Мингорисполком по согласованию с Минэкономики. Все будет зависеть от того, как будут меняться цены на топливо, электроэнергию.
- Некоторые пассажиры говорят, что и 700 рублей жалко отдавать. И многие ведь не платят.
- Никогда не понимал, как можно пользоваться услугой и не платить? Ведь если у человека нет денег, он же не пойдет в магазин или в театр. Но при этом в автобусе многие хотят ехать бесплатно. А ведь это такая же платная сфера услуг. Сегодня считается чуть ли не нормой проехать одну остановку бесплатно, да еще и высказать претензии контролеру.
- А такие безбилетники много убытков приносят?
- По примерным подсчетам, в часы пик около 20% пассажиров не платит за проезд. Да, у нас более 1,2 тысячи контролеров и кондукторов работает, но к каждому пассажиру их не приставишь. Да и штрафы у нас не те - 0,2 базовых величины (7 тысяч рублей. - Ред.), этим никого не испугаешь. А проездной на два вида транспорта - 36 тысяч рублей.
Вот в Риге штраф за безбилетный проезд около 40 долларов. Не хотите платить - вызывают полицию, и штраф увеличивается в два раза. Мы тоже будем предлагать увеличивать штраф. Я вообще считаю, что с безбилетниками нужно жестче бороться: подавать дела в суд, передавать сведения пограничникам, чтобы у них были проблемы с выездом за границу.
"Если бы рабочий день у всех начинался в разное время, транспорт был бы не такой заполненный"
- А хватает ли минчанам транспорта?
- Да, в часы пик трудности с перевозками у нас есть. И это притом, что, по социальным стандартам, на 1,5 тысячи человек в Минске должен приходиться один троллейбус или автобус. Мы на маршруты выпускаем сегодня в 1,5 раза больше. А с учетом метро и трамваев получается даже в два раза больше. Если бы мы просто выполняли стандарт, так у нас бы очереди на остановках стояли!
- Так может, стоит пустить дополнительные автобусы-троллейбусы?
- Конечно, хотелось бы, чтобы в часы пик было больше транспорта. Но, с другой стороны, куда девать водителей, когда час пик заканчивается? Мы и так после 9-10 часов утра выводим в отстой и резерв на диспетчерские станции около 40% транспорта. Бессмысленно его пустым гонять туда-сюда. Люди из-за этого теряют в зарплате.
- Но ведь Минск только прибывает по количеству жителей!
- Знаете, дело даже не в количестве людей в городе. А в том, что подавляющее большинство промышленных предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, госорганов начинают рабочий день практически в одно и то же время. Если немного сдвинуть начало и окончание работы, то и нагрузка на транспорт распределилась бы равномерно. В свое время по этому вопросу было даже подготовлено решение Мингорисполкома. Но руководители предприятий это предложение не поддержали.
Но сейчас мы анализируем опыт работы других стран в плане автоматизированных систем оплаты проезда. Есть очень интересные вещи, например, в некоторых городах Чехии, России цена билета зависит от времени. Смотрите, как бы это могло быть у нас: человек едет до 9 утра в автобусе и платит 700 рублей, а если едет в 9.05 - уже 650 рублей. Тогда сами люди будут предлагать руководству, чтобы начало рабочего дня сместили, потому что они смогут сэкономить на стоимости проезда.
"Правую полосу на дорогах нужно отдать автобусам и троллейбусам"
- И пробок меньше станет…
- С загруженностью дорог в столице тоже большая проблема. Я вот сам раньше семи вечера с работы не уезжаю, чтобы в пробках не стоять. И на работу стараюсь выехать тоже пораньше. Кстати, в Европе все больше людей отказываются от личных автомобилей в повседневном использовании и пересаживаются на общественный транспорт. В том числе и из соображений экологии. Мы тоже скоро к этому придем! Например, наш мазовский автобус-гармошка может перевезти 200 человек, а человек едет на машине один, а экологию все равно загрязняет.
А вообще, в городе все-таки основным видом передвижения должен быть именно общественный транспорт. Но при этом человек должен быть уверен, что он быстрее доедет на автобусе, чем на личной машине. Что для этого надо сделать? Нужно уже сейчас прорабатывать вопрос о выделении крайней правой полосы для движения только коммунального пассажирского транспорта. И начинать надо с наших центральных проспектов, размеры проезжей части которых, на мой взгляд, позволяют это сделать безболезненно для других участников дорожного движения.
Взять, к примеру, Лондон, город по населению гораздо больше, чем Минск, улицы в центре - узкие, а пробок нет! И для общественного транспорта там выделена отдельная полоса. Что уж говорить про Минск с его широкими проспектами и улицами! Вот у нас есть прекрасный маршрут, который все знают, №100, он же ходит как часы, если ему не мешать, конечно. А если выделить на проспекте полосу только для общественного транспорта, то и вовсе никаких сбоев не будет. То же самое можно сделать и на пр. Притыцкого, на Партизанском, на других крупных улицах.
"Ночной трамвай в минске не прижился"
- Когда в столице появится круглосуточный транспорт?
- Пока потребности в этом нет. Да и для городского бюджета это будет непозволительная роскошь. К тому же и сейчас у нас транспорт не работает только 4 часа в сутки: с 1.00 до 5.00. Мы как-то проводили эксперимент, организовали работу ночного трамвая по маршруту "Зеленый Луг - Вокзал". Проработал он ровно месяц, а потом закрылся, потому что те расходы, которые мы несли, не шли ни в какое сравнение с доходами. За рейс проезжало человек пять-шесть.
Только цифры
Сегодня каждое утро на линию в Минске выходит:
- 979 автобусов;
- 731 троллейбус;
- 114 трамваев;
- 249 вагонов метро
(по данным КУП "Минсктранс").
При этом транспортники говорят, что пассажирские перевозки - дело убыточное, а между тем в час-пик даже в электричках метро двери не закрываются - так пассажиров много!
Ответить на спорные вопросы мы попросили заместителя генерального директора государственного предприятия "Минсктранс" Виктора Тозика.
"Топливо всегда дорожает быстрее, чем талончики"
- Сначала я напомню, что последний раз тарифы на общественный транспорт повышались в августе 2007 года. А только за последние полгода стоимость дизтоплива выросла на 400 рублей. А ведь автобус из-за этого меньше солярки потреблять не стал. И пассажиров мы меньше перевозить не стали. Смотрим дальше: с 2007 года стоимость электроэнергии выросла на 48,3%, дизтоплива - почти на 34%, шины подорожали почти на 13%, запчасти - на 33%. А мы подняли стоимость всего-то на 100 рублей! Сегодня окупаемость транспорта - всего 49%. Чтобы покрыть все затраты, талончик должен стоить 1,5-1,7 тысячи рублей. И такая цена у многих наших соседей. В Москве - 2,5 тысячи рублей, в Риге - около 3 тысяч рублей (в переводе на белорусские рубли. - Ред.). Мы, конечно, стараемся зарабатывать деньги: размещаем рекламу на транспорте, на различные мероприятия можно на несколько часов заказать трамвай или троллейбус, организовываем автобусные спецрейсы, наши автобусы заказывают для экскурсий, у нас есть своя система общепита… Но ведь основная наша деятельность - это перевозка пассажиров.
- Будет ли в этом году еще раз дорожать проезд?
- Решение о тарифах на проезд в общественном транспорте принимает Мингорисполком по согласованию с Минэкономики. Все будет зависеть от того, как будут меняться цены на топливо, электроэнергию.
- Некоторые пассажиры говорят, что и 700 рублей жалко отдавать. И многие ведь не платят.
- Никогда не понимал, как можно пользоваться услугой и не платить? Ведь если у человека нет денег, он же не пойдет в магазин или в театр. Но при этом в автобусе многие хотят ехать бесплатно. А ведь это такая же платная сфера услуг. Сегодня считается чуть ли не нормой проехать одну остановку бесплатно, да еще и высказать претензии контролеру.
- А такие безбилетники много убытков приносят?
- По примерным подсчетам, в часы пик около 20% пассажиров не платит за проезд. Да, у нас более 1,2 тысячи контролеров и кондукторов работает, но к каждому пассажиру их не приставишь. Да и штрафы у нас не те - 0,2 базовых величины (7 тысяч рублей. - Ред.), этим никого не испугаешь. А проездной на два вида транспорта - 36 тысяч рублей.
Вот в Риге штраф за безбилетный проезд около 40 долларов. Не хотите платить - вызывают полицию, и штраф увеличивается в два раза. Мы тоже будем предлагать увеличивать штраф. Я вообще считаю, что с безбилетниками нужно жестче бороться: подавать дела в суд, передавать сведения пограничникам, чтобы у них были проблемы с выездом за границу.
"Если бы рабочий день у всех начинался в разное время, транспорт был бы не такой заполненный"
- А хватает ли минчанам транспорта?
- Да, в часы пик трудности с перевозками у нас есть. И это притом, что, по социальным стандартам, на 1,5 тысячи человек в Минске должен приходиться один троллейбус или автобус. Мы на маршруты выпускаем сегодня в 1,5 раза больше. А с учетом метро и трамваев получается даже в два раза больше. Если бы мы просто выполняли стандарт, так у нас бы очереди на остановках стояли!
- Так может, стоит пустить дополнительные автобусы-троллейбусы?
- Конечно, хотелось бы, чтобы в часы пик было больше транспорта. Но, с другой стороны, куда девать водителей, когда час пик заканчивается? Мы и так после 9-10 часов утра выводим в отстой и резерв на диспетчерские станции около 40% транспорта. Бессмысленно его пустым гонять туда-сюда. Люди из-за этого теряют в зарплате.
- Но ведь Минск только прибывает по количеству жителей!
- Знаете, дело даже не в количестве людей в городе. А в том, что подавляющее большинство промышленных предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, госорганов начинают рабочий день практически в одно и то же время. Если немного сдвинуть начало и окончание работы, то и нагрузка на транспорт распределилась бы равномерно. В свое время по этому вопросу было даже подготовлено решение Мингорисполкома. Но руководители предприятий это предложение не поддержали.
Но сейчас мы анализируем опыт работы других стран в плане автоматизированных систем оплаты проезда. Есть очень интересные вещи, например, в некоторых городах Чехии, России цена билета зависит от времени. Смотрите, как бы это могло быть у нас: человек едет до 9 утра в автобусе и платит 700 рублей, а если едет в 9.05 - уже 650 рублей. Тогда сами люди будут предлагать руководству, чтобы начало рабочего дня сместили, потому что они смогут сэкономить на стоимости проезда.
"Правую полосу на дорогах нужно отдать автобусам и троллейбусам"
- И пробок меньше станет…
- С загруженностью дорог в столице тоже большая проблема. Я вот сам раньше семи вечера с работы не уезжаю, чтобы в пробках не стоять. И на работу стараюсь выехать тоже пораньше. Кстати, в Европе все больше людей отказываются от личных автомобилей в повседневном использовании и пересаживаются на общественный транспорт. В том числе и из соображений экологии. Мы тоже скоро к этому придем! Например, наш мазовский автобус-гармошка может перевезти 200 человек, а человек едет на машине один, а экологию все равно загрязняет.
А вообще, в городе все-таки основным видом передвижения должен быть именно общественный транспорт. Но при этом человек должен быть уверен, что он быстрее доедет на автобусе, чем на личной машине. Что для этого надо сделать? Нужно уже сейчас прорабатывать вопрос о выделении крайней правой полосы для движения только коммунального пассажирского транспорта. И начинать надо с наших центральных проспектов, размеры проезжей части которых, на мой взгляд, позволяют это сделать безболезненно для других участников дорожного движения.
Взять, к примеру, Лондон, город по населению гораздо больше, чем Минск, улицы в центре - узкие, а пробок нет! И для общественного транспорта там выделена отдельная полоса. Что уж говорить про Минск с его широкими проспектами и улицами! Вот у нас есть прекрасный маршрут, который все знают, №100, он же ходит как часы, если ему не мешать, конечно. А если выделить на проспекте полосу только для общественного транспорта, то и вовсе никаких сбоев не будет. То же самое можно сделать и на пр. Притыцкого, на Партизанском, на других крупных улицах.
"Ночной трамвай в минске не прижился"
- Когда в столице появится круглосуточный транспорт?
- Пока потребности в этом нет. Да и для городского бюджета это будет непозволительная роскошь. К тому же и сейчас у нас транспорт не работает только 4 часа в сутки: с 1.00 до 5.00. Мы как-то проводили эксперимент, организовали работу ночного трамвая по маршруту "Зеленый Луг - Вокзал". Проработал он ровно месяц, а потом закрылся, потому что те расходы, которые мы несли, не шли ни в какое сравнение с доходами. За рейс проезжало человек пять-шесть.
Только цифры
Сегодня каждое утро на линию в Минске выходит:
- 979 автобусов;
- 731 троллейбус;
- 114 трамваев;
- 249 вагонов метро
(по данным КУП "Минсктранс").