Готовы ли белорусы экономить повседневно
11.03.2010
—
Новости Общества
-- Самое сенсационное экономическое событие минувшего года состоит в том, что белорусы употребили на 25 процентов меньше газа, чем в 2008-м, -- говорит Леонид Заико. -- Но никто в стране об этом не говорит, поскольку, несмотря на эту экономию, прироста ВВП практически не произошло. Выходит, мы научились экономить, сами о том не подозревая.
К слову, Европа в кризисный 2009 год купила газа на 32 процента меньше, чем в 2008-м. --- Это означает то, что экономика начала адаптироваться к кризису, -- утверждает Леонид Заико.
По мнению руководителя рабочей группы "Беларусь и климат" экологического товарищества "Зеленая сеть" Натальи Поречиной, для выполнения планов государство может предложить населению два варианта экономии энергоресурсов.
-- Первый – переложить на плечи граждан полную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, второй – проводить повсеместную разъяснительную работу, что дает экономия.
Эксперт «Завтра твоей страны» убеждена: если белорусам грамотно объяснить, какие выгоды можно извлечь из экономии энергоресурсов, население, безусловно, станет союзником государства в этом вопросе.
-- Сумели коммунальщики донести до населения, почему выгодно ставить счетчики на воду, и они уже есть буквально в каждой белорусской квартире, -- приводит аргумент в пользу повышения осведомленности граждан Наталья Поречина.
В то же время координатор «Зеленой сети» Ярослав Бекиш отмечает парадокс белорусского общества: при высоком уровне общего образования образованность белорусов в интересах устойчивого развития, которое предполагает и бережное расходование ресурсов, находится на весьма низком уровне. Отвечая тем, кто считает, что происходит это, поскольку не разработаны национальные показатели качества образования в интересах устойчивого развития, нет конкретного перечня знаний, которыми должен обладать белорус, координатор «Зеленой сети» говорит:
-- Лично я не считаю, что житель Беларуси должен обладать какими-то компетенциями, отличными от жителей другой страны по гражданскому или национальному признаку. Все навыки и компетенции те же: способность брать на себя ответственность, принимать участие в принятии решений, учитывать потребности будущих поколений, заботиться об эффективном расходовании ресурсов, а также об их возобновляемости.
С точки зрения Ярослава Бекиша, нужно внедрять такой набор образовательных практик, который позволил бы получившему знания человеку изменить свое поведение на практике. Например, работу в экокомандах. Такой инструмент, как домашний аудит, учит применению элементарных приемов для снижения потребления ресурсов.
-- Члены экокоманды были удивлены, когда выяснилось, что таким нехитрым способом они совместно сэкономили около половины объема воды Вилейского водохранилища, -- приводит пример Ярослав Бекиш.
Средняя статистика результативности участия в экокомандах, как для взрослых, так и для учащихся приблизительно одинаковая – сокращение потребления ресурсов (вода, энергия, выбросы мусора) приблизительно на 15-20% сразу после того, как человек проходит участие в экокоманде. Такой результат закрепляется в его поведении приблизительно на год. А потом, как показывает статистика, он усугубляет эти поведенческие практики, экономя еще больше.
-- Изменившиеся практики сохраняются не менее пяти лет, -- утверждает координатор «Зеленой сети». По его мнению, так разрабатывается стратегия на установление новой ментальности.