Smoke on the Буг
Было время, когда радиоэфир взрывали группы Deep Purple, Led Zeppelin и Rolling Stones, когда о «фанерных» концертах и рэпе никто не слышал, песни еще писали, а не моделировали в музыкальных программах. Это было так давно, что, кажется, тогда по земле еще бродили динозавры. К счастью, многие из них дожили до наших времен. Динозавры старого доброго хард-рока, - так сообщила областная газета «Заря».
Легендарному вокалисту Rainbow и Deep Purple Джо Линн Тернеру уже под 60, но пороха в пороховницах у него еще хоть отбавляй. Много лет назад он выступал и записывал альбомы с Ингви Мальмстином и Ричи Блэкмором, а теперь с молодыми музыкантами то и дело устраивает гастроли по бывшему Советскому Союзу.
В Брест Тернер приехал с минской группой «Flame» и солидным багажом хитов Rainbow и Deep Purple. Песни в его исполнении идут «на ура». Впрочем, и композиции с сольных альбомов самого Джо публика принимает отлично. Отсутствие танцпола в зале брестского ДК профсоюзов, похоже, никто не заметил.
«Ребята, все давайте сюда!» - командует Тернер - и молодежь после первой же песни срывается с мест и бежит к сцене. «Здорово!» - по-русски кричит Джо, виртуозно вращая микрофонной стойкой и, пока гитарист играет соло, ставит автографы на диски. Радости молодых фанов нет предела. Публика постарше смотрит на происходящее с ностальгией - ах, если бы в наше-то время Тернера в Брест!
Концерт длился часа полтора, после чего музыканты выходили и «на бис», честно отрабатывали полученные овации (без «Smoke on The Water», конечно, не обходится). «Long live rock-n-roll!» - спел Джо на прощание и сотни голосов подхватили этот боевой клич. Долгой жизни, рок-н-ролл! Приезжай снова, Тернер! Но в следующий раз, будь добр, прихвати с собой еще и Блэкмора.
Джо Линн Тернер: «В Англии и Америке музыка, как фаст-фуд, как МакДональдс». Перед концертом Джо Линн Тернер дал эксклюзивное интервью любителям Rainbow и Deep Purple - корреспондентам «Зари».
- Мне очень нравится Беларусь. Здесь спокойнее, безопаснее, чем в России с ее мафией (смеется). Люди тоже отличаются. В Беларуси они более приветливые. Но не думайте, что я хочу обидеть русских. Они тоже очень милые.
- Белорусское и российское пиво чем-то отличаются? (На столе стоял «Портер». - С.М).
- Я попробовал так много пива по всему миру. И вот сейчас я пью белорусское темное пиво. Оно классное.
- В свое время вы работали с Ричи Блэкмором (знаменитый гитарист, который «устроил» Тернера в Rainbow и Deep Purple). Вам нравится то, что сейчас играет Ричи вместе со своей женой?
- Нравится ли это мне? Ну, это сложный вопрос. Возможно, что-то и нравится. Но это не та музыка, которую я слушал бы постоянно. Хотя у меня есть песня как у Ричи, в духе Ренессанса. Я записал ее с группой «Heaven of Earth». Песня основана на реальной истории, которая произошла давно. Она про мужчину, который должен был умереть, потому что король положил глаз на его возлюбленную. И мужчина был повешен. Очень грустная песня. Ричи слышал ее, и она ему очень понравилась. Он спросил у меня: «Эй, а почему ты никогда не записывал таких песен со мной?».
- Расскажите про музыкантов, которые сегодня играют с вами на одной сцене.
- О, эти ребята просто супер. Они из Минска, их группа называется «Flame» («Пламя»).
- Как же вы с ними познакомились?
- Когда мы разрабатывали тур, мы искали музыкантов, с которыми могли бы здесь играть. Так мы нашли этих ребят. Они большие фанаты творчества Rainbow и Deep Purple, и со всей этой музыкой хорошо знакомы. Поэтому до концерта у нас было всего две репетиции, и этого вполне хватило.
- А какой период своего творчества считаете наиболее интересным - работа в Rainbow, Deep Purple, сотрудничество с знаменитыми Ингви Мальмстином и Гленом Хьюзом или сольное творчество?
- Наверное, всё интересно. Каждый период по-своему хорош. Но выделить я все-таки хочу работу с гитаристом Ингви Мальмстином. Это действительно было крайне экстремально в творческом плане. В хорошем смысле. Мы музицировали на пределе наших возможностей.
- Весьма продуктивен и ваш творческий союз с другим легендарным рокером - Гленом Хьюзом. Можно ли ждать в перспективе третьего совместного альбома Тернера и Хьюза?
- Скорее всего, нет. Глен сейчас работает с барабанщиком Джейсоном Бонэмом и гитаристом Джо Бонамассой. Кстати, Джо играл на моих сольных альбомах, когда еще не был известным. А сегодня, как вы знаете, он очень популярен.
- А порадуете ли вы своих поклонников новыми сольными альбомами?
- Надеюсь, что все будет ОК. Только что завершил работу над альбомом «House Of Dreams» в составе проекта «Sunstorm». На завершающей стадии и сольные альбомы. Кстати, их будет два. Они очень разнятся по стилистике. Первый я назвал бы коммерческим, а второй будет выполнен в привычной для меня манере.
- Джо, вы известная и почитаемая личность в рок-культуре, знаменитый вокалист. А кого из рок-певцов вы считаете лучшими?
- Пол Роджерс, известный как член групп Free и Bad Company. Конечно же, Дэвид Кавердэйл. А еще я выделил бы Глена Хьюза и Стива Мэриота из группы Humble Pie. И вот, чуть не забыл, - Джонни Лэнг.
- А почему музыка Rainbow, Deep Purple, иными словами, классический рок до сих пор так популярен в постсоветских странах? Как объяснить сей феномен?
- Спасибо, интересный вопрос. Действительно, у вас старый добрый рок сейчас более востребован, чем в той же Англии. Почему? Наверное, в Беларуси, России эта музыка передается из поколения в поколение и потому со временем не теряет своей популярности. Она выдержана, как хорошее вино.
- А как в Англии и Америке?
- Там музыка, как мода, приходит и уходит. Сейчас в Англии и Америке популярна такая легкая музыка, как фаст-фуд, как МакДональдс. Конечно, и там остались фанаты классического рока. Но, мне кажется, здесь их больше.
- А свободное время как вы проводите?
- Свободное время (вздыхает). Да у меня его нет. Но если есть… стараюсь расслабиться, пишу песни, занимаюсь в спортзале. У меня не было отпуска вот уже пять лет. Поэтому стараюсь планировать свои туры так, чтобы можно было отдохнуть хотя бы пару дней - на Гавайях или в Бразилии.