Играйте, да не заигрывайтесь

Источник материала:  

Играйте, да не заигрывайтесь

Комитет государственного контроля проверил 17 различных субъектов хозяйствования, суммарно организовавших в течение 2007 — 2009 годов 109 рекламных игр...

Играйте, да не заигрывайтесьРечь не о спорте — об играх. Они бывают азартные и рекламные. С первыми все ясно. Они чреваты зависимостью, называемой игро– или лудоманией, и потерей больших денег. Рекламные игры не столь рискованны, но тоже построены, в сущности, на азарте. Причем впадать в него могут не только игроки, но и те, кто эти игры проводит. Это даже хуже. Не в меру заигравшийся организатор может перейти не только рамки приличия, но и грани закона. И, увы, нередко переходит.


Комитет государственного контроля проверил 17 различных субъектов хозяйствования, суммарно организовавших в течение 2007 — 2009 годов 109 рекламных игр. Так вот, практически в каждой выявлены нарушения. В некоторых очень серьезные.


Порядок проведения игр регламентирует Положение, утвержденное Указом Президента от 30.01.2003 г. № 51. Кстати, с апреля 2003–го по декабрь 2009–го Минторг зарегистрировал более полутора тысяч игр, в том числе за минувший год — 321 игру. Бывало, что один субъект за проверенный период устраивал 10 — 12 розыгрышей!


Специалисты КГК, проводившие проверку, приводят перечень некоторых, бывших на слуху, поскольку сопровождались активной рекламой: «Награда за общение», «Счастье прикатило!», «Выиграй подарок от PHILIPS», «Скачать за 60 секунд», «Сделай будни праздником»...


Для чего проводятся рекламные игры? Яснее ясного: для стимулирования и увеличения продаж — товаров, продуктов, услуг. Ради прибыли! Это тоже игра на деньги. Но ее организатор в отличие от азартного игрока ничем не рискует: всегда в выигрыше. Ваш приз, если вам улыбнулась удача, оплатит не он, а другие участники, которым не повезло. И наоборот. В ущерб себе компания, как правило, ничего вам не подарит.


Комитет госконтроля установил, что рентабельность некоторых видов рекламных акций достигает 200 — 400 процентов. Иначе говоря, выручка (полученная от повышенного спроса) в 2 — 4 раза покрывает расходы (на рекламу игры, ее проведение и т.д.). Причем «инвестиции» окупаются если не мгновенно, то очень быстро: не надо ждать годы и даже месяцы. Назовите еще один столь же прибыльный — и притом легальный — бизнес. Можно и на приз отжалеть. Но... лукавят. Как? Вот типичные нарушения.


Условия меняются по ходу дела, поэтому побеждают те, кто не имел права участвовать в розыгрыше. Например, акция при открытии в Бобруйске магазина «5 элемент» предполагала, что на домашний кинотеатр PHILIPS могут претендовать купившие аудио– и видеотехнику. Но приз достался покупателю, оплатившему товар совершенно иной группы — эпилятор. Оператор сотовой связи ЗАО «БеСТ» (игра «Викторина life:)») разыграл призы среди участников, подключившихся ранее условленного срока.


Бывало, что в игре участвовали сотрудники ее организатора и даже члены комиссии. Неоднократно выяснялось, что на момент начала игры призы у организаторов отсутствуют. Призовые фонды формировались либо в ходе игр, либо после их окончания. Этим грешили «Схватка за ADSL.ВУ–2», «Большая СХВАТКА за ADSL.ВУ», «Золотой ключ»... Некоторые организаторы (ЗАО «Кафе «Свитанок», ООО «НТЦ АПИ», ОАО «Криница») не озаботились даже обязательной государственной регистрацией мероприятия. А в одной из игр, как выяснилось, контролировавшая ход розыгрыша операционная система действовала... на Кипре. То есть непублично и заинтересованной публике неподконтрольно.


Суммарные меры административной ответствен
ности, принятые Комитетом госконтроля к нарушителям, превышают 150 млн. рублей. К слову, хитрости организаторов игр давно отмечал не только госконтроль, но и многочисленные участники, которые жаловались письменно и устно. Отчасти эти жалобы и вызвали проверки. А поскольку нарушения выявлены системные, то и меры принимаются не только финансовые.


По результатам более ранних проверок Комитет госконтроля внес в Совет Министров свои предложения. 25 июня 2009 года Президент подписал Указ № 335, ужесточающий правила проведения рекламных игр. Мотивировка: «...в целях дополнительной защиты прав граждан». Отныне запрещены, например, игры с использованием средств и сетей электросвязи, не связанные с приобретением товаров, работ или услуг.


В частности, это касается игр, в которых участникам задавались простейшие вопросы. Если несколько утрировать: сколько будет дважды два? Если четыре — звоните по такому–то телефону, если шесть — по такому–то... И дело не только в том, что рассчитаны подобные «викторины» исключительно на простаков. При этом они абсолютно ничего не рекламируют. Сотрудники КГК такой вопрос организаторам задавали: что вы рекламируете? Ответы звучали примерно так: развлечение, досуг. Хотя смысл был только в том, чтобы списать со счетов абонентов побольше денег за услуги связи. Хуже то, что в игры вовлекались и дети, родители которых потом обнаруживали разорительные счета...


Но подобные игры, к сожалению, пока присутствуют на наших телеэкранах, поскольку еще практикуются, например, в России. Так что не спешите записываться в простаки.

 

«Есть вопрос»

Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Маркетологам предприятий устроили мастер-класс по модернизации интернет-ресурсов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика