Что помнят о шведском роде Сволкен жители Островетчины?
28.02.2010 08:34
—
Новости Общества
Давным-давно в белорусской глуши жила-была красавица. Как-то появился там заморский богач и влюбился в белоруску. И поженились они. И родился у них сын. Но при родах мать и ребенок умерли, а потомство отца было проклято навеки.
На самом деле это далеко не сказка, а история шведского рода Сволкен, пустившего корни на белорусской земле. В роковом для Западной Беларуси 1939 году последние Сволкены выехали на Запад. А их предки до сих пор покоятся на Островетчине. "АиФ" посетил "шведский уголок" Беларуси, где до сих пор стоит часовня, построенная белорусскими шведами.
Недолгое счастье
В начале XIX века известный своими природными богатствами белорусский край привлекал заморских дельцов. За качественным и, наверное, дешевым лесом приезжал в первой половине XIX века в Виленскую губернию швед Игнаций Сволкен. Тут он повстречал Михалину Кучевскую, дочь своего компаньона – местного магната. Сволкен долго не ждал и предложил Михалине руку и сердце. Отец Михалины тоже долго не ждал – и поспешил дать в приданое дочери 500 га леса и усадьбу Шайкуны в этом самом лесу. Свадьбу сыграли, Михалина забеременела, рожать уехала в Швецию. Но после неудачных родов ни мать, ни ребенок не выжили. Во всяком случае, так рассказывают местные жители Алесь и Елена Морозики. По их рассказам, умершего ребенка отец Игнаций подменил другим младенцем – своим, но от служанки. Разгневанный случившимся отец Михалины хотел отсудить у шведа обратно землю. Но так и не добившись справедливости, он проклял род иноземца. "Твои кости и кости твоих потомков никогда не найдут покоя", - пророчил Кучевский.
Реквием по имению
Добраться до усадьбы Сволкенов в Островецком районе самостоятельно навряд ли удастся. Даже вооружившись картой и подробными указаниями выйти на затерянное в лесу имение оказалось непросто. Местный краевед Алесь Юркойть, который как никто другой знает тропы Островетчины, показал путь от ближайшей деревни Клющаны до заброшенного имения Шайкуны. Некогда сюда вела тополевая аллея.
Кирпичные развалины - и уже не понять, где был жилой дом, а где подсобные помещения. Единственное, что смогло уцелеть, несмотря на советскую политику атеизма, – часовня, построенная Игнацием Сволкеном в 1840 году в память о скоропостижно скончавшейся жене Михалине. А металлическая табличка на часовне с информацией о родах Сволкенов и Кучевских – единственное материальное подтверждение присутствия этих шведов в Беларуси. До войны она служила фамильной усыпальницей. А после прихода Советов, словно в подтверждение легенды, гробы неоднократно выкидывали, кости разбрасывали... Только в 2002 году родственница Сволкенов Магдалена Осуховская из Польши перезахоронила своих предков на местном кладбище. Теперь наведения порядка ждет сама часовня: ни дверей, ни окон, ни даже крыши в ней не осталось.
"Адчувалі, што сваё аджылі"
Еще одно доказательство присутствия шведов в Островецком крае, на этот раз нарративное, нашлось в соседней деревне Петрашишки. 88-летняя Бронислава Мастеница работала при Польше на Констанция Сволкена – внука Игнация.
- Швэды тыя жылі ў драўляным палацы. А як той згарэў – перабраліся ў дом, дзе прыслуга жыла. Тады для яе паставілі іншы дом – на 4 чалавекі. А палац ужо не адбудоўвалі, бо адчувалі, што сваё яны ўжо ад’елі, аджылі, аднасілі...
Это Сволкены приход Советов и войны предчувствовали. Ведь с установлением Советской власти им, как представителям шляхетского сословия, дабы не очутиться в лагерях Сибири, пришлось покинуть в Беларуси и все свои владения, и лес, приносивший прибыль, и кирпичный заводик. Куда потом делись потомки шведского рода, неизвестно.
Мнение
Андрей Котлярчук, преподаватель университета Южного Стокгольма, автор книги "Швэды ў гісторыі і культуры беларусаў":
- Людей по фамилии Сволкен сегодня в Швеции нет. Но возможность того, что приехал Игнаций Сволкен именно из Швеции, существует. Это мог быть либо немецкий род (в XIX веке в Швеции жило много немцев-купцов), либо норвежский (в Норвегии, которая с 1814 до 1905 года была частью Шведского королевства, сегодня встречается фамилия Сволсен). Кроме того, в архивах есть сведения о том, что в Швецию из Беларуси по Неману сплавляли лес.
На самом деле это далеко не сказка, а история шведского рода Сволкен, пустившего корни на белорусской земле. В роковом для Западной Беларуси 1939 году последние Сволкены выехали на Запад. А их предки до сих пор покоятся на Островетчине. "АиФ" посетил "шведский уголок" Беларуси, где до сих пор стоит часовня, построенная белорусскими шведами.
Недолгое счастье
В начале XIX века известный своими природными богатствами белорусский край привлекал заморских дельцов. За качественным и, наверное, дешевым лесом приезжал в первой половине XIX века в Виленскую губернию швед Игнаций Сволкен. Тут он повстречал Михалину Кучевскую, дочь своего компаньона – местного магната. Сволкен долго не ждал и предложил Михалине руку и сердце. Отец Михалины тоже долго не ждал – и поспешил дать в приданое дочери 500 га леса и усадьбу Шайкуны в этом самом лесу. Свадьбу сыграли, Михалина забеременела, рожать уехала в Швецию. Но после неудачных родов ни мать, ни ребенок не выжили. Во всяком случае, так рассказывают местные жители Алесь и Елена Морозики. По их рассказам, умершего ребенка отец Игнаций подменил другим младенцем – своим, но от служанки. Разгневанный случившимся отец Михалины хотел отсудить у шведа обратно землю. Но так и не добившись справедливости, он проклял род иноземца. "Твои кости и кости твоих потомков никогда не найдут покоя", - пророчил Кучевский.
Реквием по имению
Добраться до усадьбы Сволкенов в Островецком районе самостоятельно навряд ли удастся. Даже вооружившись картой и подробными указаниями выйти на затерянное в лесу имение оказалось непросто. Местный краевед Алесь Юркойть, который как никто другой знает тропы Островетчины, показал путь от ближайшей деревни Клющаны до заброшенного имения Шайкуны. Некогда сюда вела тополевая аллея.
Кирпичные развалины - и уже не понять, где был жилой дом, а где подсобные помещения. Единственное, что смогло уцелеть, несмотря на советскую политику атеизма, – часовня, построенная Игнацием Сволкеном в 1840 году в память о скоропостижно скончавшейся жене Михалине. А металлическая табличка на часовне с информацией о родах Сволкенов и Кучевских – единственное материальное подтверждение присутствия этих шведов в Беларуси. До войны она служила фамильной усыпальницей. А после прихода Советов, словно в подтверждение легенды, гробы неоднократно выкидывали, кости разбрасывали... Только в 2002 году родственница Сволкенов Магдалена Осуховская из Польши перезахоронила своих предков на местном кладбище. Теперь наведения порядка ждет сама часовня: ни дверей, ни окон, ни даже крыши в ней не осталось.
"Адчувалі, што сваё аджылі"
Еще одно доказательство присутствия шведов в Островецком крае, на этот раз нарративное, нашлось в соседней деревне Петрашишки. 88-летняя Бронислава Мастеница работала при Польше на Констанция Сволкена – внука Игнация.
- Швэды тыя жылі ў драўляным палацы. А як той згарэў – перабраліся ў дом, дзе прыслуга жыла. Тады для яе паставілі іншы дом – на 4 чалавекі. А палац ужо не адбудоўвалі, бо адчувалі, што сваё яны ўжо ад’елі, аджылі, аднасілі...
Это Сволкены приход Советов и войны предчувствовали. Ведь с установлением Советской власти им, как представителям шляхетского сословия, дабы не очутиться в лагерях Сибири, пришлось покинуть в Беларуси и все свои владения, и лес, приносивший прибыль, и кирпичный заводик. Куда потом делись потомки шведского рода, неизвестно.
Мнение
Андрей Котлярчук, преподаватель университета Южного Стокгольма, автор книги "Швэды ў гісторыі і культуры беларусаў":
- Людей по фамилии Сволкен сегодня в Швеции нет. Но возможность того, что приехал Игнаций Сволкен именно из Швеции, существует. Это мог быть либо немецкий род (в XIX веке в Швеции жило много немцев-купцов), либо норвежский (в Норвегии, которая с 1814 до 1905 года была частью Шведского королевства, сегодня встречается фамилия Сволсен). Кроме того, в архивах есть сведения о том, что в Швецию из Беларуси по Неману сплавляли лес.