Казахстан переориентирует транзит нефти в Европу с Украины на Польшу
Акционерное общество "КазТрансОйл", поставлявшее казахстанскую нефть в Восточную Европу через Украину по южной ветке нефтепровода "Дружба", переориентирует свои поставки в Европу через Польшу, сообщил информационному агентству «Новости-Казахстан» сотрудник пресс-службы «КазТрансОйл».
«ОАО "Укртранснафта" письменно уведомило нас о том, что они расторгли с 26 января 2010 года договор по транспортировке нефти Казахстана через Украину. Причину расторжения договора украинская сторона до сих пор не озвучила», - сказал собеседник агентства.
Он пояснил, что в связи с этим, казахстанская сторона стала «искать альтернативные направления экспорта казахстанской нефти».
«Мы будем транспортировать (нефть) в Польшу - до порта Гданьск», - сообщил сотрудник «КазТрансОйла», отметив при этом, что «поставки в направлении Польши тоже достаточно привлекательны».
По данным агентства Reuters, график экспорта нефти предполагал транзит казахстанских объемов нефти по южной ветке "Дружбы" в период с января по март 2010 года в объеме 1,356 миллиона тонн, в том числе 756 тысяч тонн в Словакию и 600 тысяч тонн в Венгрию. При этом в январе поставки казахской нефти в Словакию составили около 340 тысяч тонн, а поставок в Венгрию и Польшу не осуществлялось, сообщили Reuters трейдеры. По их данным отгрузка, нефти Казахстана в Словакию и Венгрию в феврале не планируется - по состоянию на 8 февраля, партий нефти Казахстана для этих стран, а также Польши, оформлено не было.
По мнению ряда трейдеров, опрошенных Reuters, причиной расторжения договора на транзит казахского сырья в Восточную Европу по территории Украины мог стать отказ Казахстана от перевалки сырья на экспорт в украинском порту Одесса. "Раз нет Одессы - нет и транзита (по 'Дружбе')", - сказал Reuters источник в одной из казахстанских компаний. Перевалка Urals через Одесский порт была прекращена в четвертом квартале 2009 года, после того как Укртранснафта запустила участок нефтепровода Кременчуг - Одесса в реверсном режиме для загрузки Кременчугского НПЗ с моря. В результате маршрут транспортировки нефтяного сырья в украинские порты удлинился, а транзитный тариф вырос.