ВСЕ — НА РЕГИСТРАЦИЮ!
Сегодня мы открываем новую рубрику «Бизнес: шаг за шагом». В ней будем рассказывать о том, как предприимчивому и инициативному человеку открыть свое дело. В какой форме «выгоднее» регистрировать свою фирму? Сколько стоит, к примеру, открыть частное кафе? Какие виды деятельности требуют лицензии? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в наших последующих материалах.
Любое дело требует денег, времени, нервов. Кроме того, большинство предприятий, как правило, начинают приносить прибыль не сразу, а через определенное время, если вообще начинают... Вы все же решились заняться бизнесом? С чего начать?
Ответ: «С регистрации» — неверный.
Прежде чем регистрироваться, нужно знать, чем именно вы собираетесь заниматься. Лучше браться за то, в чем разбираешься. Возможно, вы уже имели дело со строительством, ремонтом, сельским хозяйством, знаете толк в преподавании или программировании. Стоит подумать о бизнесе в той сфере, которую видел и изнутри. Если все же нет мысли, что делать, можно поискать ответ в глобальной Сети. Достаточно ввести в поисковик словосочетание «бизнес-идеи», и вам будет предоставлено множество вариантов. Вот некоторые из них: открыть солярий, автомойку, заняться сборкой компьютеров, организовать службу быта, разводить пчел, перепелов, кроликов, создать свой интернет-магазин и так далее. Кроме идей, на интернет-сайтах предложены и возможные пути их реализации с указанием приблизительных первоначальных денежных затрат. Возможно, что-нибудь вам приглянется. Но все же этот вариант следует отнести к разряду сомнительных. Нельзя забывать и об обстановке на местном рынке, постараться найти в нем свою нишу.
Со слов директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Анны Андриевич, на данный момент в Беларуси предпринимателям стоит обратить внимание на аграрный сектор. По законодательству там самые выгодные условия работы: низкая налоговая нагрузка, дешевые и доступные кредиты, льготные цены на сельскохозяйственную технику и удобрения. Можно заняться семенами, аргоническим (экологически чистым) земледелием, открыть свой магазинчик, предприятие общепита.
Итак, вы определились, чем будете заниматься. Теперь следует тщательно продумать, как ваше предприятие будет работать. За помощью в этом вопросе можно обратиться в один из центров поддержки предпринимательства. Там вы сможете получить необходимую юридическую, информационную помощь, услуги консалтинга, помощь в разработке бизнес-плана, поиске партнеров. Все услуги, за исключением маркетингового исследования (600—800 тысяч рублей), бесплатные.
Помимо центров поддержки предпринимательства, в нашей стране существуют бизнес-инкубаторы. Их деятельность направлена на поддержку молодых предприятий. Бизнес-инкубаторы сдают на льготных условиях офисные и производственные помещения, проводят семинары, консультируют по экономическим и юридическим вопросам, могут оказать помощь в поиске деловых партнеров, содействие при получении банковского кредита.
Прежде чем регистрироваться, необходимо выбрать форму, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность. Гражданским кодексом установлено две формы предпринимательской деятельности:
— без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель);
— с образованием юридического лица (унитарное предприятие, хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство и иные формы, предусмотренные Гражданским кодексом).
Они имеют свои преимущества и недостатки. В зависимости от вашей конкретной ситуации нужно выбрать форму предпринимательской деятельности, которая подходит именно вам.
Индивидуальный предприниматель
Эта форма больше подходит для начинающих бизнесменов, которым необходимо освоиться в выбранном деле, накопить капитал, приобрести опыт, знакомства. Позже вы можете перерегистрироваться в юридическое лицо.
Индивидуальным предпринимателем может являться гражданин, находящийся в дееспособном возрасте. Он самостоятельно принимает решение о создании ИП и о прекращении его деятельности, осуществляет эту деятельность лично и несет личную ответственность. ИП — единоличный собственник имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации ИП.
Преимущества ИП:
— упрощенная регистрация и ликвидация;
— не надо создавать уставный фонд;
— ИП не требуется юридический адрес, он располагается по месту проживания;
— упрощенная система налогообложения и ведения бухгалтерского учета (ИП не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, в некоторых случаях, в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, может использовать единый налог);
— ИП единолично владеет и распоряжается доходами. Он не должен уплачивать подоходный налог на дивиденды;
— размер административной ответственности ИП меньше, чем размер ответственности юридических лиц.
Недостатки ИП:
— неограниченная личная ответственность за результаты предпринимательской деятельности;
— ответственность за долги кредиторам своим личным имуществом;
— может нанимать на работу только членов семьи (не более трех);
— одно физическое лицо не имеет право регистрировать несколько ИП.
Можете не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если предоставляете услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми. Эти виды деятельности облагаются лишь минимальной базовой ставкой единого налога.
Юридическое лицо
Одно физическое лицо может являться учредителем неограниченного числа юридических лиц.
Создание юридического лица служит минимизации рисков и ответственности бизнесмена, поскольку обладает имущественной обособленностью и самостоятельной имущественной ответственностью. В случае коммерческой неудачи бизнесмен может потерять только ту часть своего имущества, которая была передана во владение юридическому лицу. Если индивидуального предпринимателя за какие-либо нарушения лишили лицензии на определенный вид деятельности, он уже не сможет ею заниматься. Юридическое лицо в такой же ситуации может зарегистрировать новую фирму и продолжать работу.
В Беларуси сегодня наиболее часто используются две формы юридических лиц: частное унитарное предприятие (ЧУП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Учредителем ЧУП может быть только одно физическое или юридическое лицо. Когда учредитель регистрирует унитарное предприятие и передает ему часть своего имущества, возникает новое, отличное от учредителя, лицо, самостоятельный участник гражданского оборота. Учредитель и ЧУП вправе вступать между собой в сделки. Имущество учредителя принадлежит ЧУП на праве хозяйственного ведения. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, унитарным предприятием может управлять только его директор, а не учредитель. Но никто не мешает учредителю назначить себя директором. ЧУП обязано иметь устав, утвержденный его учредителем. Образец устава можно найти на сайте Мингорисполкома. Однако фирмы, оказывающие юридические услуги, утверждают, что могут разработать более современный и совершенный устав. Стоимость этой услуги от 180 тысяч рублей.
Преимущества ЧУП:
— может располагаться в жилом помещении (квартире, доме);
— нет необходимости нанимать бухгалтера, его функции может выполнять директор;
Единственный недостаток ЧУП — сложная процедура смены учредителя. Если в обществе с ограниченной ответственностью для этого достаточно продать долю в уставном фонде, то ЧУП сначала придется преобразовать в ООО, затем сменить учредителя и вновь преобразовать в частное унитарное предприятие.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это коммерческая организация (юридическое лицо), учрежденная двумя или более лицами (не более пятидесяти), уставный фонд которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд этого общества. Но в соответствии с Гражданским кодексом в случае признания любого юридического лица, в том числе и хозяйственного общества, экономически несостоятельным (банкротом) существует возможность привлечения учредителя такого юридического лица к субсидиарной ответственности.
Собственность ООО составляют вклады учредителей, а также имущество, произведенное и приобретенное обществом в процессе его деятельности. В ООО могут участвовать граждане (не ИП) и юридические лица. Учредительными документами общества являются устав и учредительный договор. Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью разделен на части, которые могут быть не равны друг другу. Уставный фонд ООО в процессе деятельности может изменяться (увеличиваться либо уменьшаться). Все участники общества имеют права и обязанности. Ряд вопросов в обществе с ограниченной ответственностью решается исключительно по единогласию между его участниками. У ООО должен быть директор и бухгалтер, юридический адрес.
Регистрация ИП
Для регистрации нужно обратиться в регистрирующий орган по месту жительства. При себе следует иметь паспорт, фотографию, платежный документ, подтверждающий уплату госпошлины (7500 рублей) за государственную регистрацию ИП, и заявление установленной Министерством юстиции формы с указанием в нем, что сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, достоверны, предпринимательская деятельность физического лица не ограничена по решению суда;
Вы получите свидетельство о регистрации на следующий день после подачи документов.
Регистрация коммерческой организации
До того как подавать документы для государственной регистрации, участники создаваемой коммерческой организации должны:
— согласовать с регистрирующим органом наименование организации (название унитарного предприятие должно содержать указание на основной предмет его деятельности. К примеру, «частное торговое унитарное», «частное сервисное унитарное», «частное медицинское унитарное»);
— определить предполагаемое место размещения организации;
— подготовить устав;
— cформировать уставный фонд, открыть временный счет при внесении денежного вклада или провести оценку не денежного вклада (минимальный размер уставного фонда определяется самостоятельно собственником. Он может быть равен самой мелкой банкноте «Беларусбанка»).
Для госрегистрации нужно представить:
— заявление о государственной регистрации;
— устав (учредительный договор) — для коммерческой организации, действующей только на основании такого договора в двух экземплярах, без нотариального засвидетельствования, его электронная копия;
— легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации, в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для учредителей, являющихся иностранными организациями;
— копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
— платежный документ, подтверждающий уплату госпошлины (17.500 рублей).
Если вы не хотите заниматься регистрацией бизнеса самостоятельно, можете обратиться в одну из многочисленных юридических фирм. Для вас подготовят все необходимые документы и даже самостоятельно, по вашей доверенности, отнесут их в регистрирующий орган. Стоимость таких услуг — от 720 тысяч рублей.