Как министерство образования помогает выпускникам интернатных учреждений

Источник материала:  
06.02.2010 10:20 — Новости Общества
По данным Министерства образования Республики Беларусь, на 2009 год в стране насчитывается 26048 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Из них 23,4% живет в детских интернатных учреждениях - 8,7% (2267 человек) в детских домах и 14,7% (3830 человек) в школах-интернатах.

При этом в обществе остро стоит проблема постинтернатной адаптации этой социальной группы. Молодые люди не подготовлены к самостоятельной жизни, плохо ориентируются в социальной ситуации, повторяют жизненные сценарии своих неблагополучных родителей, воспроизводят социальную группу детей оставшихся без попечения родителей.

Министерством образования осуществляется ряд проектов, направленных на подготовку к самостоятельной жизнедеятельности детей-сирот, сопровождение учащихся-сирот после выхода из интернатов, во время обучения в ВУЗах, ССУЗах, ПТУЗах и в процессе трудоустройства.

Одним из таких проектов является научно-исследовательская работа, проводимая группой ученых при БГПУ им Танка по заданию Президентской программы "Дети Беларуси". Исследовательская группа, возглавляемая проректором по социальной и воспитательной работе БГПУ Коптевой С.И., четвертый год реализует проект по разработке моделей постинтернатной адаптации и социальной интеграции в общество детей-сирот.

- После окончания интернатных учреждений дети-сироты, как правило, поступают в ПТУЗы, ССУЗы и ВУЗы. Молодые люди нуждаются в особом социальном и психолого-педагогическом сопровождении, - рассказала TUT.BY член исследовательской группы, заведующая кафедрой содержания и методов воспитания ГУО АПО (или ГУО "Академия последипломного образования") Наталья ЗАЛЫГИНА. - Оно заключается не только в том, чтобы гарантировать детям государственное обеспечение в соответствии с законодательством, но и в оказании им психологической помощи и поддержки в учебе, помощи в трудоустройстве и профессиональном росте. После 23 лет эти молодые люди должны переходить на полное материальное и социальное самообеспечение, и такой переход часто оказывается болезненным. Поэтому научно-исследовательская работа направлена на создание условий для приобретения навыков самостоятельной жизнедеятельности. Этому посвящены программы психологической помощи, рекреативного досуга, взаимодействия с родственниками, создание сетей социальной поддержки. Одной из главных задач является организация межведомственного взаимодействия: систем образования, социальной защиты, общественных организаций и иных структур.

Сопровождение детей-сирот проходит на трех жизненных этапах. В старших классах школ-интернатов реализуется программа подготовки выпускников к самостоятельной жизнедеятельности "Мой жизненный путь". Развивая у учащихся различные полезные жизненные навыки, программа охватывает все сферы социальной и бытовой активностей. Например, подпрограмма "Из детского дома во взрослую жизнь" развивает умение самостоятельно обслуживать себя в быту, формирует коммуникационные навыки. Подпрограмма "Брак без брака" посвящена подготовке к будущей семейной жизни, а подпрограмма "Продуктивный досуг" направлена на умение реализовать себя в свободное время.

Постинтернатное сопровождение в учреждениях образования (ВУЗах, ССУЗах, ПТУЗах) также включает в себя несколько профильных направлений. Профориентационное направление выявляет и развивает профессиональные способности и вырабатывает навыки самопродвижения на рынке труда. Направление личностного развития содействует выбору позитивных социальных ролей и формирует устойчивые представления о жизненных целях и способах их достижения. Направление бытовой адаптации развивает навыки самообслуживания, здорового образа жизни и эффективной коммуникации. И наконец направление семейного воспитания и построения позитивных моделей семейных отношений формирует ответственное отношение к выбору партнера, планированию рождаемости и организации семейной жизни.

На третьем жизненном этапе специалисты системы социальной защиты сопровождают работающих и безработных молодых людей, помогая им освоиться и найти свое место на рынке труда. Они подготавливают рабочий коллектив, в который должен прийти выпускник интернатного учреждения, формируют сеть социальных контактов, оказывают социальную, психологическую и правовую помощь.

- Эти четыре года позволили нам разработать развернутую систему социального сопровождения детей-сирот, - делится впечатлениями Наталья ЗАЛЫГИНА. - В следующие два года планируется активное внедрение этих программ в учреждения образования и учреждения социальной защиты. Последние годы показали, что количество детей в интернатных учреждениях, особенно в младших возрастных группах, становится все меньше. Мы надеемся, что успешная реализация проекта постинтернатноого сопровождения позволит нам и в дальнейшем избегать повторного воспроизведения сиротства в семьях выпускников интернатных учреждений, и заметно сократить число детских домов и школ-интернатов.

Как министерство образования помогает выпускникам интернатных учреждений
Детский дом №5. Программа "Из детского дома во взрослую жизнь"


←Вреден ли просмотр фильмов в 3D-формате?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика