МИКОЛКА-ПАРОВОЗ НЕ УЗНАЛ БЫ СВОЙ ВОКЗАЛ
Каждый, кто видел фильм «Миколка-паровоз», снятый на киностудии «Беларусьфильм» в 1956 году, наверняка вспоминает о нем с доброй улыбкой. Шустрый, непоседливый Миколка, сын железнодорожного машиниста, и его деятельный дед, гордо именующий себя героем турецкой войны, покоряют зрителя раз и навсегда. И хоть фильм был снят с традиционной для кинематографа тех лет целью воспеть Октябрьскую революцию, он определенно не выглядит как «политическая агитка».
Приключения Миколки, происходящие на фоне серьезных исторических событий, действительно захватывают и заставляют искренне сопереживать главным героям. Так что «по следам» фильма «Миколка-паровоз» наш корреспондент отправилась с большим интересом.
От «овечки» до бронепоезда
Кинолента «Миколка-паровоз» была снята по одноименной повести известного белорусского писателя Михася Лынькова. Действие фильма начинает разворачиваться в 1916 году. Главный герой картины Миколка, по прозвищу Паровоз, живет вместе с родителями и дедом в вагоне-теплушке. Отец Миколки примыкает к подпольщикам и попадает в тюрьму, откуда его освобождает Октябрьская революция. Но с началом немецкой интервенции семье снова приходится несладко. Все уходят в лес, к партизанам, где непоседу Миколку и его деда ждет немало испытаний. Но главный свой подвиг храбрый парнишка совершает в конце фильма. Чтобы помешать отступающим немцам вывезти награбленное добро, партизанский отряд нападает на станцию. Силы неравны, срочно нужна помощь красных войск. И когда машиниста паровоза, отправленного за подмогой, убивают, на его место становится Миколка. Он выполнит задание и на помощь партизанам помчится мощный бронепоезд «Имени товарища Ленина»...
Режиссером фильма «Миколка-паровоз» выступил опытный и талантливый режиссер Лев Голуб, приглашенный на «Беларусьфильм» из Москвы. Известно, что исполнителей главных ролей — Миколки и его деда Остапа — ему пришлось искать довольно долго. На роль деда пробовались многие известные актеры, но все они не удовлетворяли запросы режиссера. В итоге выбор пал на Георгия Гумилевского — актера опытного, но задействовавшегося до этого в основном на ролях второго плана. Чутье не подвело Голуба, «герой турецкой войны» получился именно таким, каким задумывал его Лыньков, — активным, юморным и одновременно трогательным. На роль Миколки утвердили школьника Вову Гуськова — парнишку по природе своей подвижного и жизнерадостного, что он отлично продемонстрировал в кадре. К сожалению, актерской карьере он со временем предпочел профессию инженера.
Наши читатели наверняка помнят, что значительная часть кинодейства «Миколки-паровоза» разыгрывается на железнодорожной станции. Мы видим в кадре то здание вокзала, то локомотивное депо, то поворотный круг, на котором поворачивают паровозы, чтобы направить их на нужные рельсы. Какой же из белорусских железнодорожных станций выпала честь увековечить себя на кинопленке? Благодаря Олегу Авдееву, который работал в фильме вторым оператором, мы выяснили — все эти кадры снимались в Гродно. На наше счастье, Олег Тихонович оказался к тому же настоящим знатоком истории Белорусской железной дороги, так что он очень помог нам в сборе информации.
— Я прекрасно помню и вокзал, и депо, в которых снимался фильм. Депо было большим, просторным, примерно на двадцать «стойл» для паровозов. Вокзал был дореволюционной постройки, очень красивый по своей архитектуре. В центре располагался вестибюль, слева — ресторан первого класса, справа — зал ожидания с буфетом. Помню, он был украшен интересными металлическими колоннами, их, кстати сказать, можно увидеть на одном из кадров фильма, — рассказывает Олег Тихонович.
Отдельно остановился мой собеседник на паровозах, задействованных в съемках фильма. Чаще всего мы видим в кадре паровоз серии «Ов», которые еще называют «овечкой», такие выпускали в 1900 годах на нескольких российских заводах. «Я хорошо помню машиниста этого паровоза. Он работал на железной дороге еще с дореволюционных лет, и держался как человек, знающий себе цену. Его гордостью были массивные часы фирмы Павла Буре на длинной цепочке — процесс извлечения их из кармана жилета представлял собой целую церемонию», — вспоминает Олег Тихонович.
Именно с паровоза-«овечки» говорят пламенные речи освобожденные из тюрьмы подпольщики, его партизаны отправляют в конце фильма за подмогой, и с помощью большого количества фанеры переделывают потом в бронепоезд «Имени товарища Ленина». Олег Тихонович с улыбкой вспоминает, как во время съемок сцены победного въезда броненосца на станцию вдруг обнаружилось, что к нему забыли прикрепить красный флаг. «Пришлось переснимать все заново. Режиссер от расстройства швырнул на рельсы свой рупор. Он часто так делал в минуты раздражения», — со смехом рассказаал мой собеседник. Помощники рупор поднимали, как могли выпрямляли и возвращали режиссеру. К концу съемок на эту жестяную конструкцию жалко было смотреть.
В кадрах прибытия на станцию царского поезда мы видим паровоз серии «С». Это один из самых красивых паровозов дореволюционных лет, который выпускался на российских заводах в 1913—14 годах. Напомню, что по сюжету Миколка пытается пробраться на поезд, чтобы пожаловаться царю на творящиеся на станции несправедливости. И в итоге царя ему жандармы «показывают» – мальчишку порют под портретом государя. Кстати сказать, сцена прибытия самодержца на гродненский вокзал — это в некотором роде реконструкция реальных исторических событий. В 1914 году император Николай II и его семья действительно приезжали на гродненский вокзал и им устраивали торжественную встречу.
...И вот я иду по перрону железнодорожного вокзала Гродно — и не нахожу ничего напоминающего кадры из фильма «Миколка-паровоз». Как рассказал мне начальник гродненского вокзала Александр Соколовский, в 1986 году прежнее здание было полностью снесено и на его месте построено новое, современное. Кстати, при сносе вокзала под его крышей нашли революционные листовки, которые занесло сюда во время съемок фильма.
Как выяснилось, нет уже и старого паровозного депо — его тоже сменило более современное. Нет старых паровозов — «овечек» и «эсок» не найти сегодня даже в белорусских музеях железнодорожной техники, увидеть их можно разве что в музее Санкт-Петербурга. Говорят, в советское время железнодорожные станции обязаны были регулярно сдавать государству значительное количество металлолома, вот и утратили мы практически все свои паровозные раритеты.
А вот поворотный круг, также не раз фигурировавший в фильме, сохранился. Только теперь его вращают уже не рабочие с помощью огромного бревна, как в фильме, а специальные механизмы. На моих глазах здесь как раз развернули тепловоз — в сгущающихся сумерках он вполне «сошел» за дореволюционную «овечку», и я впервые почувствовала, как в памяти оживает сцена из «Миколки-паровоза»...
«Дед, гранаты спрячь!»
В деревне Новики Гродненского района, которая в 1956 году «сыграла» в «Миколке-паровозе» партизанское село, меня ожидал приятный сюрприз. В отличие от не сохранившихся до наших дней вокзала и депо, здесь все запечатленные на кинопленке дома остались целы и невредимы.
Нашелся тот самый дом на пригорке, откуда, согласно сюжету, переодетые партизаны под видом похоронной процессии выносили гроб с оружием — и обманули-таки окружавших деревню немцев. Сейчас в этом добротном доме живет семья внука тогдашних хозяев. «Мы с мужем «Миколку-паровоза» смотрели не раз. Приятно, конечно, что в истории нашего дома есть такая необычная страница, — призналась мне Анна Францкевич. — Жаль только, что фильм до сих пор не видели наши дети — в отличие от прежних лет по телевизору его уже давно не показывают...»
Разыскали мы и другой новиковский дом, запечатленный в киноленте. Как оказалось, сейчас он пустует, но живущий рядом сын бывших хозяев Бронислав Лукуть охотно поделился с нами воспоминаниями. «В день съемок фильма я работал в лесхозе. Вернулся домой, а часть нашего дома покрашена в другой цвет! Я удивился, конечно. Но мне объяснили — так было надо для кино. И все вопросы отпали», — вспоминает он.
Когда «Миколку-паровоза» впервые привезли показывать в соседнем поселке Сапоцкин, билеты расхватали моментом, вспоминает мой собеседник. Ему удалось попасть только на третий сеанс — и то «по большому блату». Местным жителям не терпелось увидеть фильм, не только снимавшийся в их родных краях, но и запечатлевший лица земляков — ведь в партизанской «похоронной процессии» участвовали жители окрестных деревень. Больше всего народу понравилась сцена, когда у переодетого священником деда Остапа из-под рясы начинают выглядывать висящие на поясе гранаты, и Миколка подсказывает ему: «Деду-деду, спрячь гранаты, что на поясе висят!». Долго еще в деревне мужики, завидев соседа с распиханными по карманам бутылками самогона, начинали подначивать: «Гранаты-то спрячь, дед...»
...Вот таким получилось наше путешествие «по следам» фильма «Миколка-паровоз». Очевидно, что эта увлекательная кинолента не просто украсила наши детские (и не только) годы, но и сослужила еще одну важную службу. Лев Голуб принадлежал к тому поколению режиссеров, для которых в съемочном процессе не было мелочей, и каждая деталь воспроизводилась с максимальной тщательностью. А потому сегодня «Миколка-паровоз» — это настоящая находка для краеведов. Ну, где еще можно «прогуляться» по старому гродненскому вокзалу и «прокатиться» на дореволюционных паровозах? Только в кино...