23 января художнику Петру Алексеевичу Данелии исполнилось 90 лет
23.01.2010 13:44
—
Новости Общества
23 января художнику Петру Алексеевичу Данелии исполнилось 90 лет. Вот уже 60 с лишним лет он работает в своей мастерской на ул. Набережной в Бресте.
Судьба даровала Петру Алексеевичу Данелии не только талант, но и жизненные силы, а также творческое долголетие. Еще совсем недавно, рассказывают коллеги по цеху, он приходил с ул. Набережной в художественный музей в Брестской крепости пешком. И тут же, в тихих залах музея, заявлял о своем прибытии зычным голосом. Один из основателей брестской школы живописи и теперь не чужд всему, что происходит в творческой среде города. И хотя в святая святых — свою мастерскую — он допускает немногих, шанс познакомиться с аксакалом художественного цеха все же есть.
В этот день в художественном музее — филиале областного краеведческого музея — состоится творческий вечер и одновременно открытие персональной выставки Петра Данелии "Нябёсаў тваiх вышыня". Будет наиболее полно представлено его творчество — собраны картины, находящиеся в экспозиции областного краеведческого музея и его филиале. Будет много простора, красок и много… неба.
Интерес к творчеству таких художников, как Петр Данелия, вполне объясним. Именно сегодня, когда ведутся дискуссии на тему: а нужна ли вообще живопись? Когда все больше утрачивается духовность в искусстве и все больше работ пишется "для рынка". Когда быть модным и продаваемым становится самоцелью. У тех, кто досыта насладился подобным искусством, возникает желание припасть к чистому источнику. Опыт прожитых лет и "ностальгия по настоящему" делают художника неподвластным конъюнктуре.
Петр Данелия родился в Дагестане, в городе Махачкале, в 1920 году. Социальные катаклизмы, вражда и голод безжалостно ломали человеческие судьбы. К счастью, семья не бедствовала. Отец был известным мастером-сапожником и обшивал полгорода, а мать работала портнихой. Поэтому юный Петр мог заниматься любимым делом: уже мальчишкой он бегал в художественную студию для взрослых. А впоследствии окончил Московское художественное училище.
Долгая жизнь в искусстве и горький опыт двух войн научили художника по-особому относиться к обычным вещам, ценить неповторимость каждого мгновения. Они же сообщили его картинам особый оттенок задумчивой грусти.
В 1939-м Петр Данелия — стрелок-автоматчик 212-го стрелкового полка — участвовал в боевых действиях на территории Финляндии. После заключения мирного договора с этой страной полк, в котором он служил, перевели на западную границу, под Брест. Окружение, лагерь для военнопленных, батрачество в Польше — это наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь и творчество художника.
А после войны они неразрывно связаны с Брестом — с 1945 года и по сей день. В 1946-м году Петр Данелия организует в Брестском областном Доме творчества первую выставку, активно участвует в республиканских вернисажах. Он стал одним из основателей и руководителей областной организации Белорусского союза художников (возглавлял ее в 1992-1994 гг.). За долгие годы творческой деятельности персональные выставки работ Петра Данелии прошли в Минске и Москве, в Англии и Голландии, Германии, Болгарии, Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Картины художника разошлись по многочисленным картинным галереям и музеям, по частным коллекциям.
Брестчина стала настоящей любовью художника с самого начала и на всю жизнь. Сколько сотен километров он исходил со своим этюдником, восторгаясь и увлекаясь видами этого края. Прелесть и затаенная красота белорусской природы — вся в работах художника. "Поэт-романтик белорусского пейзажа, он создал полотна с романтически возвышенным настроением и глубоким философским размышлением", — так отозвался о его творчестве известный белорусский художник Петр Зарецкий.
Неброские на первый взгляд картины надолго приковывают взгляд. Некоторые поклонники таланта Данелии признаются: когда долго смотришь на его полотна — они оживают. Иногда заставляют возвращаться и подолгу стоять в раздумье. А пейзажи вроде бы незатейливые, как на картине "Октябрь": неширокая речушка, молодые сосенки, зелень травы и низкое серое небо…
Одна из известных и наиболее впечатляющих картин — "Грозовая тревожность" (она размещена в экспозиции художественного музея в крепости). Сквозь тяжелые грозовые облака еще проглядывает синева — радостная и прозрачная. Но вот-вот подует ветер, все небо затянется пеленой — и хлынет дождь.
Небо занимает значительную часть в творчестве Данелии. То радостное и безмятежное, то хмурое и капризное — оно разное, как настроение автора и как сама жизнь. "Свое отношение к вещественному художник может показать в пейзаже не менее ярко, чем в многофункциональной композиции", — убежден мастер.
В экспозиции художественного музея есть картины юбиляра, посвященные Брестской крепости: "Встреча с тишиной", "Опаленная войной". Часть работ этого цикла ("Холмские ворота", "Тереспольские ворота") разошлась по различным выставочным залам. Почерк художника узнаваем в его портретах (один из наиболее известных — "Портрет матери") и графике.
Свою значительную дату художник встречает с кистью в руке. Ведь задуманная и выношенная им композиция еще не завершена.
Судьба даровала Петру Алексеевичу Данелии не только талант, но и жизненные силы, а также творческое долголетие. Еще совсем недавно, рассказывают коллеги по цеху, он приходил с ул. Набережной в художественный музей в Брестской крепости пешком. И тут же, в тихих залах музея, заявлял о своем прибытии зычным голосом. Один из основателей брестской школы живописи и теперь не чужд всему, что происходит в творческой среде города. И хотя в святая святых — свою мастерскую — он допускает немногих, шанс познакомиться с аксакалом художественного цеха все же есть.
В этот день в художественном музее — филиале областного краеведческого музея — состоится творческий вечер и одновременно открытие персональной выставки Петра Данелии "Нябёсаў тваiх вышыня". Будет наиболее полно представлено его творчество — собраны картины, находящиеся в экспозиции областного краеведческого музея и его филиале. Будет много простора, красок и много… неба.
Интерес к творчеству таких художников, как Петр Данелия, вполне объясним. Именно сегодня, когда ведутся дискуссии на тему: а нужна ли вообще живопись? Когда все больше утрачивается духовность в искусстве и все больше работ пишется "для рынка". Когда быть модным и продаваемым становится самоцелью. У тех, кто досыта насладился подобным искусством, возникает желание припасть к чистому источнику. Опыт прожитых лет и "ностальгия по настоящему" делают художника неподвластным конъюнктуре.
Петр Данелия родился в Дагестане, в городе Махачкале, в 1920 году. Социальные катаклизмы, вражда и голод безжалостно ломали человеческие судьбы. К счастью, семья не бедствовала. Отец был известным мастером-сапожником и обшивал полгорода, а мать работала портнихой. Поэтому юный Петр мог заниматься любимым делом: уже мальчишкой он бегал в художественную студию для взрослых. А впоследствии окончил Московское художественное училище.
Долгая жизнь в искусстве и горький опыт двух войн научили художника по-особому относиться к обычным вещам, ценить неповторимость каждого мгновения. Они же сообщили его картинам особый оттенок задумчивой грусти.
В 1939-м Петр Данелия — стрелок-автоматчик 212-го стрелкового полка — участвовал в боевых действиях на территории Финляндии. После заключения мирного договора с этой страной полк, в котором он служил, перевели на западную границу, под Брест. Окружение, лагерь для военнопленных, батрачество в Польше — это наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь и творчество художника.
А после войны они неразрывно связаны с Брестом — с 1945 года и по сей день. В 1946-м году Петр Данелия организует в Брестском областном Доме творчества первую выставку, активно участвует в республиканских вернисажах. Он стал одним из основателей и руководителей областной организации Белорусского союза художников (возглавлял ее в 1992-1994 гг.). За долгие годы творческой деятельности персональные выставки работ Петра Данелии прошли в Минске и Москве, в Англии и Голландии, Германии, Болгарии, Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Картины художника разошлись по многочисленным картинным галереям и музеям, по частным коллекциям.
Брестчина стала настоящей любовью художника с самого начала и на всю жизнь. Сколько сотен километров он исходил со своим этюдником, восторгаясь и увлекаясь видами этого края. Прелесть и затаенная красота белорусской природы — вся в работах художника. "Поэт-романтик белорусского пейзажа, он создал полотна с романтически возвышенным настроением и глубоким философским размышлением", — так отозвался о его творчестве известный белорусский художник Петр Зарецкий.
Неброские на первый взгляд картины надолго приковывают взгляд. Некоторые поклонники таланта Данелии признаются: когда долго смотришь на его полотна — они оживают. Иногда заставляют возвращаться и подолгу стоять в раздумье. А пейзажи вроде бы незатейливые, как на картине "Октябрь": неширокая речушка, молодые сосенки, зелень травы и низкое серое небо…
Одна из известных и наиболее впечатляющих картин — "Грозовая тревожность" (она размещена в экспозиции художественного музея в крепости). Сквозь тяжелые грозовые облака еще проглядывает синева — радостная и прозрачная. Но вот-вот подует ветер, все небо затянется пеленой — и хлынет дождь.
Небо занимает значительную часть в творчестве Данелии. То радостное и безмятежное, то хмурое и капризное — оно разное, как настроение автора и как сама жизнь. "Свое отношение к вещественному художник может показать в пейзаже не менее ярко, чем в многофункциональной композиции", — убежден мастер.
В экспозиции художественного музея есть картины юбиляра, посвященные Брестской крепости: "Встреча с тишиной", "Опаленная войной". Часть работ этого цикла ("Холмские ворота", "Тереспольские ворота") разошлась по различным выставочным залам. Почерк художника узнаваем в его портретах (один из наиболее известных — "Портрет матери") и графике.
Свою значительную дату художник встречает с кистью в руке. Ведь задуманная и выношенная им композиция еще не завершена.