Взять да применить
Взять да применить
О евростандартах в строительной отрасли |
Строительная отрасль перешла на европейские стандарты. Пока, правда, на бумаге. Национальная нормативная база приведена в соответствие с документами, действующими в ЕС. Но ни одного здания, которое бы на 100 процентов отвечало нормам Евросоюза, нет. Но в Минстройархитектуры заверили: вот-вот они появятся. Внедрение новых стандартов — в проектировании, строительстве, производстве стройматериалов — должно произойти уже в этом году. Быстрый переход на евронормы — требование Президента.
Подробностями со мной поделилась начальник нормативно–технического отдела Минстройархитектуры Марина Анфилова. По ее словам, приняв все 58 еврокодов, министерство открыло двери для зарубежных инвесторов. Многие барьеры (из–за расхождения нашей нормативной базы с европейской), которые вызывали нарекания иностранного бизнеса, сданы в утиль. «Компания из Франции или Германии может прийти со своим проектом, собственными материалами и оперативно построить объект «под ключ». Не нужно тратить время на различные согласования», — отмечает М.Анфилова. Помимо этого, переход на евронормы откроет дополнительные экспортные возможности для нашей стройиндустрии...
Интересуюсь: в чем принципиальное отличие национальных актов, регламентирующих строительство (они пока остаются в силе и будут применяться параллельно с европейскими), от тех, что в ЕС? Специалисты объясняют: белорусские нормы отличает чрезмерная детализация. В этом есть и плюс: каждый шаг подробно расписан, что избавляет от многих ошибок и вопросов. Но есть и явный минус: фантазия архитектора закована в жесткие нормативные рамки. Во многом именно поэтому у нас так мало зданий, поражающих воображение. Иначе обстоит дело в ФРГ (в Минстройархитектуры внимательно изучали немецкий опыт). Требования к проектированию, за исключением вопросов безопасности, прописаны рамочно. Проектировщик волен полагаться на собственный профессионализм. Воплощать самые смелые замыслы...
Впрочем, и идеализировать европейские «подходы», как мне объяснили, не стоит. В некоторых странах ЕС отдельные вопросы строительства «зарегулированы» больше, чем у нас. В ФРГ, например, крайне жесткое противопожарное нормирование. «Скажем, при проектировании крупных животноводческих комплексов их следует разделять на отсеки противопожарными стенами. И еще оборудовать системами удаления дыма и автоматического пожаротушения. У нас, если ферма построена из негорючих материалов, такие затратные мероприятия не требуются», — привели пример в Минстройархитектуры. И добавили: в национальную нормативную базу вводятся только самые прогрессивные и экономически рациональные положения европейского законодательства...
Кстати, о рациональности. Как отразится переход на евростандарты на цене строительства? Вот, пожалуй, главный вопрос.
Специалисты Минстройархитектуры дипломатичны: «Возможно как уменьшение, так и увеличение стоимости». Признают: переход на европейские нормы, конечно, требует затрат. Нужна серьезная модернизация предприятий по выпуску бетонных и железобетонных изделий. Дорогостоящим оборудованием требуется оснастить испытательные центры и лаборатории. Проектные организации — новыми программными продуктами. Плюс переобучение персонала... Однако все эти инвестиции должны компенсироваться более высоким качеством строительства.
Надо, надо, надо... Далековато, получается, до цели?
«Да, переход на европейские нормы, возможно, увеличит стоимость объектов, — предполагает гендиректор строительного предприятия «Арэса–Сервис» Сергей Коренько и приводит пример: — В европейских странах строящееся жилье необходимо обеспечить системами принудительного вентилирования и кондиционирования. У нас этого не требуется. Зато существует малопонятный норматив: паркинг должен находиться не ближе 300 метров от жилого дома. Вроде правильно: выхлопные газы автомобилей не будут попадать в окна. Но ведь сегодня все городские дворы забиты машинами!» По словам Коренько, когда наши многоэтажные дома оборудуются системами вентилирования, как в Европе, автомобили перестанут отравлять воздух в квартирах. И паркинги смогут нормально соседствовать с жильем. «То есть на здоровье и качестве жизни европейские нормы скажутся положительно», — убеждает меня собеседник.
Что ж, посмотрим, как оно будет на деле.
Автор публикации: Виталий ВОЛЯНЮК