Кто должен отвечать за сохранность вещей покупателя в камерах хранения?
06.01.2010 10:07
—
Новости Общества
Во многих продовольственных магазинах и супермаркетах сегодня оборудованы специальные места в виде запирающихся шкафчиков, которые используются для обеспечения сохранности вещей покупателей. К сожалению, сданные на хранение вещи иногда пропадают. По этому поводу между администрацией магазинов и покупателями возникают конфликты. Работники торговли утверждают, что ответственность за сохранность вещей граждан магазин не несет. Хотелось бы узнать, кто должен нести ответственность в случае пропажи вещей покупателя.
Александр Анатольевич, г.Витебск
Магазинов самообслуживания, в которых работники, чаще всего бабушки, принимают на хранение сумки и портфели покупателей, — единицы. На смену бабушкам — хранительницам наших вещей на время совершения покупок в магазине сегодня пришли металлические ящики с замками. Хорошо это или плохо, неизвестно, покажет время. Однако мы по-прежнему с легкостью оставляем в таких камерах хранения свои сумки и портфели перед входом в торговый зал, порою не задумываясь об их сохранности. Несомненно, определенная выгода для покупателей в этом есть. И рукам легче, и на кассе можно избежать подозрительных и недоверчивых взглядов кассира, а то и требований предъявить сумку к досмотру. Но проблемы с хранением вещей покупателей в магазине и ответственностью за их пропажу все же возникают.
Читателям “НГ” следует знать, что согласно пункту 20 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 года № 384, покупателям запрещается в магазинах самообслуживания производить отбор товаров в сумки, пакеты, портфели и другие личные вещи. Они обязаны складывать товары только в корзины и тележки, предоставленные для этих целей магазином. А для обеспечения сохранности вещей покупателя продавец должен оборудовать специальное место. К сожалению, об обеспечении магазином сохранности вещей покупателей и его ответственности за их пропажу в правилах ничего не говорится.
Между тем в соответствии со статьей 776 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договор хранения предполагает обязанность хранителя хранить переданную вещь и возвратить ее в целости и сохранности. Договор хранения между юридическим лицом и гражданином должен быть заключен в письменной форме. Но соблюсти письменную форму договора с тысячами, десятками тысяч покупателей, ежедневно посещающих магазин, невозможно. Поэтому статьей 777 ГК предусмотрено, что письменная форма договора считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем путем выдачи номерного жетона, номера или иного знака, подтверждающего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законодательством либо обычна для данного вида хранения. Вспомним о бабушке, которая ранее принимала вещи покупателей на хранение и выдавала им корзины с жетонами или другими номерными знаками. Теперь такой жетон с номером камеры хранения и ключом покупатель берет сам. Очевидно, что такая форма подтверждения приема вещей на хранение обычна для данного вида хранения, она сложилась давно и успешно действует. Поэтому после закрытия вещей в камере хранения на ключ и получения жетона с номером ячейки договор хранения между магазином, если он является юридическим лицом, и покупателем считается заключенным. Более того, несоблюдение простой письменной формы указанного договора не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае возникновения спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.
Следовательно, уважаемый Александр Анатольевич, магазин, являющийся юридическим лицом, согласно статье 791 ГК отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей покупателей, принятых на хранение, но лишь при наличии вины и ненадлежащем исполнении своих обязательств. Магазин будет нести материальную ответственность, если камеры хранения не закрываются на замок, замки неисправны, открываются одним ключом, сохранность вещей покупателей не обеспечена.
В то же время магазин может быть признан невиновным в случае пропажи вещей покупателей, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Например, регулярно ремонтировал или менял замки в ячейках, обеспечил их нормальное рабочее состояние, выдал покупателям индивидуальные ключи для каждого замка, установил видеокамеры наблюдения, поручил контроль над ячейками службе безопасности магазина и т.д.
Александр Анатольевич, г.Витебск
Магазинов самообслуживания, в которых работники, чаще всего бабушки, принимают на хранение сумки и портфели покупателей, — единицы. На смену бабушкам — хранительницам наших вещей на время совершения покупок в магазине сегодня пришли металлические ящики с замками. Хорошо это или плохо, неизвестно, покажет время. Однако мы по-прежнему с легкостью оставляем в таких камерах хранения свои сумки и портфели перед входом в торговый зал, порою не задумываясь об их сохранности. Несомненно, определенная выгода для покупателей в этом есть. И рукам легче, и на кассе можно избежать подозрительных и недоверчивых взглядов кассира, а то и требований предъявить сумку к досмотру. Но проблемы с хранением вещей покупателей в магазине и ответственностью за их пропажу все же возникают.
Читателям “НГ” следует знать, что согласно пункту 20 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 года № 384, покупателям запрещается в магазинах самообслуживания производить отбор товаров в сумки, пакеты, портфели и другие личные вещи. Они обязаны складывать товары только в корзины и тележки, предоставленные для этих целей магазином. А для обеспечения сохранности вещей покупателя продавец должен оборудовать специальное место. К сожалению, об обеспечении магазином сохранности вещей покупателей и его ответственности за их пропажу в правилах ничего не говорится.
Между тем в соответствии со статьей 776 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договор хранения предполагает обязанность хранителя хранить переданную вещь и возвратить ее в целости и сохранности. Договор хранения между юридическим лицом и гражданином должен быть заключен в письменной форме. Но соблюсти письменную форму договора с тысячами, десятками тысяч покупателей, ежедневно посещающих магазин, невозможно. Поэтому статьей 777 ГК предусмотрено, что письменная форма договора считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем путем выдачи номерного жетона, номера или иного знака, подтверждающего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законодательством либо обычна для данного вида хранения. Вспомним о бабушке, которая ранее принимала вещи покупателей на хранение и выдавала им корзины с жетонами или другими номерными знаками. Теперь такой жетон с номером камеры хранения и ключом покупатель берет сам. Очевидно, что такая форма подтверждения приема вещей на хранение обычна для данного вида хранения, она сложилась давно и успешно действует. Поэтому после закрытия вещей в камере хранения на ключ и получения жетона с номером ячейки договор хранения между магазином, если он является юридическим лицом, и покупателем считается заключенным. Более того, несоблюдение простой письменной формы указанного договора не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае возникновения спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.
Следовательно, уважаемый Александр Анатольевич, магазин, являющийся юридическим лицом, согласно статье 791 ГК отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей покупателей, принятых на хранение, но лишь при наличии вины и ненадлежащем исполнении своих обязательств. Магазин будет нести материальную ответственность, если камеры хранения не закрываются на замок, замки неисправны, открываются одним ключом, сохранность вещей покупателей не обеспечена.
В то же время магазин может быть признан невиновным в случае пропажи вещей покупателей, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Например, регулярно ремонтировал или менял замки в ячейках, обеспечил их нормальное рабочее состояние, выдал покупателям индивидуальные ключи для каждого замка, установил видеокамеры наблюдения, поручил контроль над ячейками службе безопасности магазина и т.д.