Белорусские сенаторы одобрили поправки в законодательство об усилении борьбы с преступностью
Источник материала: БелТА
17.12.2009 17:34
—
Новости Общества
17 декабря, Минск /Екатерина Нечаева - БЕЛТА/. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью" одобрен сегодня, 17 декабря, сенаторами на заседании Совета Республики Национального собрания, передает корреспондент БЕЛТА.
"Цель законопроекта - обеспечить более полное и объективное расследование уголовных дел", - сказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. Он добавил, что правоохранительные органы будут наделены "соответствующим правовым инструментарием для пресечения наиболее опасных преступлений, в том числе коррупционных". Кроме того, принятие законопроекта обеспечит соблюдение прав и свобод граждан в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности и в уголовном процессе.
Комментируя законопроект, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Евгений Смирнов сказал, что обсуждение документа было "острым, он вызвал определенную настороженность". По мнению сенатора, законопроект "повлиял на имидж прокуратуры", так как многие посчитали, что он принят из-за того, что "прокуратура не справляется". Однако такое мнение ошибочно, убежден Евгений Смирнов. Поправки приняты в первую очередь для того, чтобы повысить оперативность.
В соответствии с законопроектом будет ограничено применение оперативного эксперимента. Из сферы преступлений, по которым допускается его проведение, будут исключены менее тяжкие преступления (с ответственностью в виде лишения свободы от 2 до 6 лет). Проводить его можно будет для предупреждения, выявления, пресечения только тяжких и особо тяжких преступлений, а также противоправных действий, способных причинить вред национальной безопасности.
Должен измениться также механизм освобождения от уголовной ответственности обвиняемых в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба. В законопроекте предлагается возложить на дознавателя обязанность выяснить, заявил ли обвиняемый ходатайство к главе государства об освобождении от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба. А в обязанность прокуроров вменить принятие решения по уголовному делу, поступившему для направления в суд, только после того, как будет рассмотрено ходатайство обвиняемого к Президенту.
Предлагается расширить перечень санкций, выдаваемых руководителями МВД, КГБ и ДФР КГК. Планируется предоставить этим должностным лицам право разрешать производство отдельных оперативно-розыскных мероприятий (в том числе заключение под стражу, обыск, прослушивание и запись переговоров, осмотр жилья) и процессуальных действий без санкции прокурора. Предложено также наделить их правом возбуждать любые уголовные дела независимо от установленной подследственности. Кроме того, ожидается, что в целях оперативного реагирования на факты противоправных действий прокуроров руководители МВД, КГБ и ДФР КГК смогут разрешать проведение оперативно-розыскных мероприятий и возбуждать уголовные дела в отношении прокуроров и судей.
"Цель законопроекта - обеспечить более полное и объективное расследование уголовных дел", - сказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. Он добавил, что правоохранительные органы будут наделены "соответствующим правовым инструментарием для пресечения наиболее опасных преступлений, в том числе коррупционных". Кроме того, принятие законопроекта обеспечит соблюдение прав и свобод граждан в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности и в уголовном процессе.
Комментируя законопроект, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Евгений Смирнов сказал, что обсуждение документа было "острым, он вызвал определенную настороженность". По мнению сенатора, законопроект "повлиял на имидж прокуратуры", так как многие посчитали, что он принят из-за того, что "прокуратура не справляется". Однако такое мнение ошибочно, убежден Евгений Смирнов. Поправки приняты в первую очередь для того, чтобы повысить оперативность.
В соответствии с законопроектом будет ограничено применение оперативного эксперимента. Из сферы преступлений, по которым допускается его проведение, будут исключены менее тяжкие преступления (с ответственностью в виде лишения свободы от 2 до 6 лет). Проводить его можно будет для предупреждения, выявления, пресечения только тяжких и особо тяжких преступлений, а также противоправных действий, способных причинить вред национальной безопасности.
Должен измениться также механизм освобождения от уголовной ответственности обвиняемых в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба. В законопроекте предлагается возложить на дознавателя обязанность выяснить, заявил ли обвиняемый ходатайство к главе государства об освобождении от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба. А в обязанность прокуроров вменить принятие решения по уголовному делу, поступившему для направления в суд, только после того, как будет рассмотрено ходатайство обвиняемого к Президенту.
Предлагается расширить перечень санкций, выдаваемых руководителями МВД, КГБ и ДФР КГК. Планируется предоставить этим должностным лицам право разрешать производство отдельных оперативно-розыскных мероприятий (в том числе заключение под стражу, обыск, прослушивание и запись переговоров, осмотр жилья) и процессуальных действий без санкции прокурора. Предложено также наделить их правом возбуждать любые уголовные дела независимо от установленной подследственности. Кроме того, ожидается, что в целях оперативного реагирования на факты противоправных действий прокуроров руководители МВД, КГБ и ДФР КГК смогут разрешать проведение оперативно-розыскных мероприятий и возбуждать уголовные дела в отношении прокуроров и судей.
БелТА (оригинал новости)