Наследие – под снос
Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович направил в прокуратуру Брестской области жалобу о проведении в Бресте 15 декабря аукциона с условиями на право проектирования и строительства зданий и сооружений на земельных участках.
Он указал, что в данном случае нарушаются статьи Закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» и что действия по сносу (уничтожению) историко-культурных ценностей квалифицируются по Уголовному кодексу, в том числе и в отношении организаторов торгов - КУП «Брестский городской центр по управлению недвижимости». Астапович просил опротестовать итоги аукциона и дать правовую оценку сотрудникам, ответственным в его проведении.
Информация об этих торгах «висела» более месяца на сайте облисполкома (brest-region.by). Среди 11 объектов недвижимости, выставленных на торги, 6 подлежали сносу. Оказалось, это здания и дома, которым придан статус историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Их общий перечень из 274 объектов составили, кстати, местные власти, утвердила в июле 2009 года Белорусская республиканская научно-методическая Рада по вопросам историко-культурного наследия при Минкультуры РБ.
Из того перечня местные чиновники вознамерились пустить под нож бульдозера дома на улицах Ленина,23, Островского,12, Советских пограничников,26, 17 Сентября,26 и пр.Машерова, 48 и 50! Заметим, в двух зданиях (по ул.Островского и пр.Машерова,50), которые находятся в безвозмездном пользовании УВД облисполкома, расположены управление по гражданству и миграции, бюро регистрации несчастных случаев и Брестский райотдел милиции. Оказывается, ни в той милиции, ни в том бюро не знают про «несчастный случай» будущего сноса.
В условиях аукциона его организаторы ни словом не обмолвились, что под снос продаются исторические объекты. В информации об аукционе мелким шрифтом есть лишь примечание: «Снос объектов недвижимости производится в установленном законодательством порядке». Да мало ли сейчас действует законов? Честнее было бы сделать так, как Брестский филиал Института недвижимости и оценки, который, объявив о будущем аукционе по продаже в 26 февраля 2010 года комплекса «Гостиный двор» XIX века в д.Нехачево (продавец - Ивацевичское райпо), заранее информировал, что победитель торгов обязан подписать охранное свидетельство с Министерством культуры РБ. Однако выяснилось, что про «обречённых» на снос шесть брестских объектов в министерстве не знали: с ними вопрос не согласовывался.
Как объяснили в координационном совете по охране материального и культурного наследия при Брестском горисполкоме, все объекты, которые выставлены на аукцион, утверждены решением горисполкома, а строительство, реконструкция и снос зданий и домов, расположенных в историческом центре Бреста, должны вестись только с разрешения республиканской научно-методической Рады Министерства культуры.
Однако самое странное, что разрешение той Рады на снос домов обязан получать не горисполком, а конкретный победитель аукциона, выкупивший за десятки, сотни миллионов право застройки земельного участка. Но сначала он должен разработать проект нового здания, пройти утверждение его в Брестском градостроительном совете, а затем уж идти в республиканскую Раду.
Но может ли так случиться, что победитель, затративший на объект, подлежащий сносу, десятки, а то и сотни миллионов рублей, не получит-таки разрешение той Рады? Да, может, и такое бывает. Получается, купи кота в мешке, а потом мыкайся, как хочешь!