Депутаты приняли во втором чтении поправки в законодательство об усилении борьбы с преступностью
Источник материала: БелТА
11.12.2009 12:40
—
Новости Общества
11 декабря, Минск /Екатерина Нечаева - БЕЛТА/. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью" принят сегодня во втором чтении депутатами на заседании Палаты представителей, передает корреспондент БЕЛТА.
Как сказал председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Виктор Гуминский, законопроект принят "без концептуальных изменений". При подготовке его ко второму чтению были учтены все замечания и предложения, высказанные депутатами.
По предложению председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, в конце 2010 года Постоянная комиссия по национальной безопасности должна будет подготовить доклад о том, как идет реализация принятых поправок. В частности, сколько и каких санкций было выдано руководителями МВД, КГБ и ДФР КГК.
В соответствии с законопроектом будет ограничено применение оперативного эксперимента. Из сферы преступлений, по которым допускается его проведение, будут исключены менее тяжкие преступления (с ответственностью в виде лишения свободы от 2 до 6 лет). Проводить его можно будет для предупреждения, выявления, пресечения только тяжких и особо тяжких преступлений, а также противоправных действий, способных причинить вред национальной безопасности.
Необходимость ввести ограничения вызвана тем, что в ходе проверок МВД и Генпрокуратуры были выявлены многочисленные факты нарушения законности при проведении оперативных экспериментов. Например, когда субъекты оперативно-розыскной деятельности провоцировали граждан к совершению противоправных действий, фальсифицировали результаты.
Должен измениться также механизм освобождения от уголовной ответственности обвиняемых в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба. В законопроекте предлагается возложить на дознавателя обязанность выяснить, заявил ли обвиняемый ходатайство к главе государства об освобождении от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба. А в обязанность прокуроров вменить принятие решения по уголовному делу, поступившему для направления в суд, только после того, как будет рассмотрено ходатайство обвиняемого к Президенту.
Эти нововведения обусловлены тем, что на практике были нередки случаи, когда из-за сжатых процессуальных сроков уголовные дела передавались в суд без предоставления обвиняемым времени и реальной возможности воспользоваться своим законным правом на обращение к главе государства в соответствии со статьей УК Беларуси об освобождении от уголовной ответственности.
Согласно проекту закона предлагается расширить перечень санкций, выдаваемых руководителями МВД, КГБ и ДФР КГК. Планируется предоставить этим должностным лицам право разрешать производство отдельных оперативно-розыскных мероприятий (в том числе заключение под стражу, обыск, прослушивание и запись переговоров, осмотр жилья) и процессуальных действий без санкции прокурора. Предложено также наделить их правом возбуждать любые уголовные дела независимо от установленной подследственности. Кроме того, ожидается, что в целях оперативного реагирования на факты противоправных действий прокуроров руководители МВД, КГБ и ДФР КГК смогут разрешать проведение оперативно-розыскных мероприятий и возбуждать уголовные дела в отношении прокуроров и судей.
Как сказал председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Виктор Гуминский, законопроект принят "без концептуальных изменений". При подготовке его ко второму чтению были учтены все замечания и предложения, высказанные депутатами.
По предложению председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, в конце 2010 года Постоянная комиссия по национальной безопасности должна будет подготовить доклад о том, как идет реализация принятых поправок. В частности, сколько и каких санкций было выдано руководителями МВД, КГБ и ДФР КГК.
В соответствии с законопроектом будет ограничено применение оперативного эксперимента. Из сферы преступлений, по которым допускается его проведение, будут исключены менее тяжкие преступления (с ответственностью в виде лишения свободы от 2 до 6 лет). Проводить его можно будет для предупреждения, выявления, пресечения только тяжких и особо тяжких преступлений, а также противоправных действий, способных причинить вред национальной безопасности.
Необходимость ввести ограничения вызвана тем, что в ходе проверок МВД и Генпрокуратуры были выявлены многочисленные факты нарушения законности при проведении оперативных экспериментов. Например, когда субъекты оперативно-розыскной деятельности провоцировали граждан к совершению противоправных действий, фальсифицировали результаты.
Должен измениться также механизм освобождения от уголовной ответственности обвиняемых в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба. В законопроекте предлагается возложить на дознавателя обязанность выяснить, заявил ли обвиняемый ходатайство к главе государства об освобождении от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба. А в обязанность прокуроров вменить принятие решения по уголовному делу, поступившему для направления в суд, только после того, как будет рассмотрено ходатайство обвиняемого к Президенту.
Эти нововведения обусловлены тем, что на практике были нередки случаи, когда из-за сжатых процессуальных сроков уголовные дела передавались в суд без предоставления обвиняемым времени и реальной возможности воспользоваться своим законным правом на обращение к главе государства в соответствии со статьей УК Беларуси об освобождении от уголовной ответственности.
Согласно проекту закона предлагается расширить перечень санкций, выдаваемых руководителями МВД, КГБ и ДФР КГК. Планируется предоставить этим должностным лицам право разрешать производство отдельных оперативно-розыскных мероприятий (в том числе заключение под стражу, обыск, прослушивание и запись переговоров, осмотр жилья) и процессуальных действий без санкции прокурора. Предложено также наделить их правом возбуждать любые уголовные дела независимо от установленной подследственности. Кроме того, ожидается, что в целях оперативного реагирования на факты противоправных действий прокуроров руководители МВД, КГБ и ДФР КГК смогут разрешать проведение оперативно-розыскных мероприятий и возбуждать уголовные дела в отношении прокуроров и судей.
БелТА (оригинал новости)