Опасные поправки
Прослушивать, проводить обыски и даже заключать под стражу в Беларуси можно будет без предварительного разрешения прокурора. Согласно новым законодательным поправкам, для этого хватит и согласия председателя КГБ, директора Департамента финансовых расследований или министра внутренних дел. Авторы законопроекта стараются успокоить: мол, такие меры будут приниматься лишь в исключительных случаях. То есть в тяжких, особо тяжких и коррупционных делах.
Между тем, правозащитники предупреждают, что режим будет использовать новые полномочия как средство борьбы с "политическими врагами".
Еврорадио решило проверить, пользуются ли подобным механизмом наши европейские соседи. Как выяснилось, в Литве обыски и прослушивания можно проводить только после того, как суд выдаст соответствующее решение. Об этом нам сообщили в пресс-службе Департамента полиции Литвы.
Сотрудник пресс-службы Департамента: "Необходимы санкции суда. Без них нельзя делать такого, нельзя прослушивать".
Подобным образом ситуация выглядит и в Украине, заверил нас начальник Департамента оперативно-технических мер МВД Украины Владимир Куйбеда:
"Суд выдает соответствующее постановление. Это все прописано в наших законах. И исключений никаких нет у нас в Украине".
Согласно польскому законодательству, для обыска и прослушиваний также необходимо иметь санкции прокурора. Правда, одно исключение в уголовном кодексе все-таки есть, узнали мы от пресс-секретаря Польской национальной прокуратуры Катажины Шесской:
"В безотлагательных ситуациях, когда суд или прокурор не могли выдать соответствующее постановление, проводящий обыск орган, например, полиция, должен предоставить приказ руководителя своей единицы и служебное свидетельство. А после проведения обыска срочно обратиться к прокурору или в суд, чтобы там подтвердить действия полиции".
Лицо, у которого проводился обыск, должно получить это подтверждение в течение 7 дней.
А согласно новому белорусскому законопроекту, прокурор даже не может отменить постановление об обыске или прослушивании. И единственная возможность его опротестовать - судебное разбирательство.
Теоретически такие полномочия силовых органов нарушают права человека, говорит сотрудница Международного секретариата движения Amnesty International в Лондоне Лидия Арройо. Однако единых стандартов в этой сфере нет, поэтому и законы в каждой стране свои.
Лидия Арройо: "В принципе, конечно, это нарушение прав человека, когда без судебного разбирательства могут прослушивать телефоны. Знаете, это по-разному в каждой стране. Я вот знаю, что в Великобритании для этого необходимы санкции прокурора".