"100 дорог": Школа на продажу
В путешествиях по ста дорогам нам встречались разные попутчики. Но, пожалуй, самые неожиданные впечатления остались от общения с молодыми учителями сельских школ. Одна девушка жаловалась на невозможность найти общий язык со старым преподавательским составом в школе, в которую она попала из Могилева по распределению - в одной из деревень Кормянского района. Рассказывала об унижениях, которым подвергаются дети и молодые педагоги. Призналась, что считает этот период в своей жизни каторгой и мечтает, чтобы он скорее закончился.
Другая девушка преподает русский язык и литературу в одной деревне Солигорского района. Нас поразило ее отношение к ученикам: "Вон, - говорит, - это мои дебилы идут. Вот эта регулярно оказывается на лечении в психбольнице. А у этих родители пьют. А этот вот крадет все, что плохо лежит". "Скорей бы, - говорит она, - эта ненавистная школа сгорела. Или закрылась".
Последнее, кстати, более вероятно. В Червеньском районе мы побывали в такой школе - ее закрыли из-за нехватки учеников. Местным властям стало невыгодно содержать штат школы в деревне Горки для 50-ти учеников разного возраста, и теперь тем приходится ездить на занятия в соседнюю деревню - за 7 километров.
И это не единственная деревня без школы в округе, поэтому школьный автобус приезжает строго по расписанию, которое, таким образом, не может быть удобным для всех. Например, горковские дети приезжают в школу за час до начала занятий, а после их окончания еще час ждут, пока автобус приедет за ними и отвезет домой. Для того чтобы это все прочувствовать, достаточно увидеть удручающе ухоженный и благоустроенный вид школьного дворика в Горках. Цветники цветут, кораблики красуются алыми парусами, лебеди изгибают шеи из папье-маше, а детей здесь уже нет. И неизвестно, появятся ли вновь.
"Продается" - такой надписью на фасаде встретила нас школа в поселке Озерный. Подпись - "Отдел образования Червеньского РИК". И номер телефона. В эту школу, судя по всему, ученики уже не вернутся. Здание школы выставлено на продажу, нетронутыми остались только залы музея Станислава Манюшко.
Единственный в мире музей белорусско-польского композитора был открыт в этой школе в 1979 году. С тех пор его экспозиция мало изменилась. Особенно умиляет стенд "Места Манюшко сегодня" с черно-белыми фотографиями середины 70-х.
"Местами Манюшко" называют эти земли неспроста: неподалеку от поселка Озерный у композитора было знаменитое поместье Убель. В 1966 году советские культурологи и историки по довоенным картам отыскали в лесу опушку, на которой когда-то стояла усадьба Манюшко. В том же году здесь установили памятную стелу - рядом с тополем, который посадил сам композитор в далеком 1871 году, незадолго до смерти. А в 1967 здесь начали строить санаторий - чтобы как-то обозначить и облагородить бывший Убель среди разросшегося леса. Сегодня единственный ориентир, по которому можно отыскать стелу и тополь Манюшко, - это оздоровительный центр "Волма".
В музее в тот день не было электричества, и экскурсия по залам проходила почти в потемках. Научный сотрудник музея Ирина Середа надеется и верит в то, что однажды все будет иначе. Что мы вспомним нашу историю и культуру и выработаем достойное отношение к ней. Что через 10 лет, в честь 200-летия со дня рождения знаменитого белорусского композитора 2019 год у нас будет объявлен Годом Манюшко.
И тут мне вспомнилась надпись над входом в закрытую школу в Горках: "Поверь в мечту". И как бы грустно ни было, захотелось мечтать о лучшем будущем для наших детей. Правда, верить в эту мечту непросто.
* * *
Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.
* * *
Читайте по теме "100 дорог":
"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси
Видео "100 дорог": Затерявшаяся гавань поэта
"100 дорог". Фермер: крестьянина душат везде
"100 дорог": Хозяин Освейского озера
Генеральный партнер проекта
ИП "Велком" (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) – первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси. С ноября 2007 года компания входит в состав mobilkom austria group – одного из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы. Вместе с нашими клиентами мы движемся вперед, чтобы делать жизнь людей лучше, предлагая передовые услуги связи. |
Технический партнер проекта
| СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by. |
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by. |
Партнер проекта
Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса. |