Формы жизни
Кому в Беларуси нужен «архитектурный изюм»?
В июле 2007 года польский бизнесмен и филантроп Даниель Чапевски возвел дом, который стоит на крыше фундаментом кверху, а попасть в него можно через чердачное окно. По словам хозяина, строение должно напоминать людям о нестабильности окружающего мира. Прошло два года, и нестабильность сама напомнила о себе. И она же, по мнению профессионального риэлтера Дмитрия КУХАРЕВИЧА, может стать тем самым катализатором, который расшевелит белорусских застройщиков.
– Новых покупателей я на рынке не вижу. Кто хотел купить квартиру – уже это сделал. Основная масса чистых покупателей – иногородние. И глядя на большое количество строек, которые затеваются сегодня, я сомневаюсь в том, что возможен большой спрос на них, – рассуждает профессиональный риэлтер. – С другой стороны, на этом фоне усилится конкуренция между застройщиками, возможно, появится действительно эксклюзивное жилье для избранных клиентов. До недавнего же времени, пока кризис не грянул, конкуренции на нашем рынке не было. Продавалось все с ходу. А сейчас нужно искать «изюминки», искать своего покупателя и строить с пониманием, для кого и что они (застройщики) делают.
Конечно, надо отдать должное, первые пентхаусы и мансарды в Минске появились уже несколько лет назад. Часть – благодаря коммерческим застройщикам, другая – в результате реабилитации, например, тех же унылых «хрущевок», на борьбу с которыми периодически во всеоружии выходят городские власти. Но они, по мнению специалиста, погоды не делают. Нужно понимать, какие конкретно покупатели будут жить в этом доме, и формировать для них однородную социальную среду.
– Есть у нас, если не ошибаюсь, два таунхауса. Еще один строится... Это достаточно новый и приятный формат. На Западе – это жилье относится к эконом-классу: дешевле, чем особняк, сочетает в себе плюсы и минусы квартиры и дома. Хотя и к ним у нас не совсем верный подход. Для Минска ведь главный фактор при выборе квартиры – ее площадь. Думаю, «на ура» уходил бы такой вариант: квартира 100–130 квадратных метров и сотки три земли. А у нас таунхаусы считают элитным жильем, как правило, по 200 метров сама квартира, соответственно, и цена вырастает, – рассуждает Дмитрий.
Но нужны ли нам, в большинство своем просто мечтающих о собственном «угле», архитектурные изыски, новые форматы жилья, предложениями которых пестрят заграничные сайты недвижимости? Есть ли в Беларуси покупатели отечественных «виллетов», «дуплексов», «лейнхаусов», «лофтов»?
– Для такой покупки нужны деньги. А если сегодня среди покупателей большая часть – льготники, естественно, смысла нет увеличивать стоимость жилья за счет какого-то эксклюзива. Увы, это так, – рассуждает Дмитрий Кухаревич.
Но даже если в средствах некоторые покупатели и не слишком ограничены, не факт, что нынешнее предложение удовлетворит их вдохновенную фантазию. Свое жилье у них уже есть, им нужна «изюминка», а с этим у нас пока туго. И не последнюю роль в этом играет некоторая закостенелость наших архитектурных решений и проектов.
– Этой осенью мы смотрели с одним клиентом дом в районе улицы Пионерской, – рассказывает Дмитрий. – Первая линия коттеджей, вид замечательный: поле, лес, водоемы... Сам дом стоит возле дороги, а рядом с ним – гараж. При этом дом спроектирован таким образом, что с той стороны, откуда открывается вид на природу, – глухие окна-«бойницы», а все большие окна выходят на соседей. Клиент – представитель иностранного покупателя, сам архитектор. Посмотрел и сказал: я бы купил себе только гараж, поставил кресло и любовался природой. Таким вот оказалось непредвзятое мнение профессионала со стороны.
Белорусы же все больше тяготеют сегодня к рациональности.
– Как правило, люди стараются выбрать жилье, отвечающее всем представлениям о стандартах комфорта: метро поближе к дому. Если не сейчас, то хотя бы в близкой перспективе. Желательно солнечная сторона дома, высокие потолки... Не все люди задумываются об этом, но некоторые вспоминают о наличии кладовки. Да еще приоритеты этажности поменялись – теперь стараются забраться повыше. Особенно если окна квартиры выходят на проспект – не так шумно, – перечисляет Дмитрий Кухаревич.
Так что, к сожалению, необычные формы жилья и архитектурные изыски сегодня уступают место вполне приземленным требованиям нашего прагматичного времени. Тем более что по многим проектам вообще можно сделать вывод, что их архитекторы и сами не представляют, как будут жить в их квартирах люди и каким окажется дизайн в этих квартирах на момент заселения. С этим согласен и главный архитектор института «Минскпроект» Михаил Гаухфельд:
– То, что у нас архитектуру опустили до утилитарных форм – это трагедия. Есть такой хороший афоризм: «Архитектура – искусство королей». Для того чтобы так было, нужны деньги, а когда их нет, то мы имеем то, что имеем сегодня: дома строятся просто для удовлетворения потребности человека в крыше над головой.
Дмитрий Кухаревич поделился с «EJ:Недвижимость» своим видением антикризисного «изюма» по-белорусски:
– В Европе давно продают маленькие квартиры – студии. Они от 20 до 30 квадратных метров. В Беларуси сегодня такие почему-то не проходят по санитарным нормам. А в США уже продаются квартиры площадью и вовсе 10 кв. м, оборудованные, санузлом, телевизором, холодильником, СВЧ-печкой, шкафом, раскладывающейся кроватью. Тоже своего рода антикризисная мера.
У нас стандартная квартира – 33 квадратных метра, а в новых домах строят квартиры минимум в 40 квадратных метров. И такие «студии» (20–30 кв.м), думаю, были бы достаточно популярны – они бы по метражу стоили в два раза меньше нынешних...
- Сегодня главное рациональность, - добавляет собеседник ""EJ:Недвижость". - В моем понимании, это однокомнатная квартира 35–45 метров, не больше. «Двушка» – 55–70-метровка, «трешка» – 80–90 метров. Очень важна возможность перепланировки квартиры (из «двушки» – «трешку» и т.д.). Не все семьи могут позволить иметь отдельную комнату для каждого ребенка, так хотя бы свой угол
.
С точки зрения выбора квартиры, на мой взгляд, для покупателей в первую очередь важны место, вид из окна, разумная удобная планировка, инфраструктура (метро, парковка, школа, магазин, поликлиника, отсутствие «пробок» и т.д.), этаж, вменяемые соседи... Также очень хорошо сказывается на продажах близость к дому церкви и особенно вид из квартиры на храм.
Впрочем, размер, как говорится, не главное. Ведь самое интересное начинается после того, как квартира уже куплена. Вот здесь еще оригиналов хватает. Взять хотя бы одного, который хочет снести все стенки в квартире, сделать прозрачный санузел, а на балконе посеять газонную траву посеять... Но внутренний интерьер – это уже совсем отдельная тема.