БелаПАН и Кремль разошлись во взглядах на журналистику
23 ноября президент России Дмитрий Медведев даст интервью белорусским журналистам. В президентскую резиденцию в Барвихе приглашены полтора десятка как официальных, так и негосударственных СМИ, в том числе информационная компания БелаПАН. Но руководство компании приняло решение не посылать своего корреспондента в Москву.
В этом решении нет какой-либо политической подоплеки. Оно основано исключительно на профессиональных соображениях. В частности, выставленные пресс-службой Кремля условия участия в интервью и его освещения кардинально расходятся со стоящими перед агентством задачами — оперативно предоставлять информацию своим подписчикам.
«Безусловно, интервью с президентом России — это очень важное и интересное для нас мероприятие, — говорит директор БелаПАН Алесь Липай. — Но уже на стадии его подготовки мы столкнулись с определенными ограничениями. Нам не разрешили анонсировать интервью (при том, что утечка была неизбежна, и другие СМИ этот анонс публиковали). Пресс-служба Кремля до сих пор отказывает в предоставлении элементарной справочной информации: какие еще СМИ приглашены на интервью, какова программа пребывания белорусских журналистов, на какое время рассчитано интервью, его формат и так далее».
Как отметила главный редактор БелаПАН Ирина Левшина, пресс-служба президента России выставила весьма жесткие требования. В частности, приглашенным СМИ ставится условие материалы по итогам этого интервью публиковать на основе официальной стенограммы. Кроме того, дату публикации текста в белорусских изданиях также будет определять пресс-служба Кремля.
«Из переписки и телефонных разговоров с сотрудниками пресс-службы российского президента мы сделали вывод, что элементарные условия для профессиональной деятельности журналистов в ходе интервью созданы не будут, — отмечает И.Левшина. — Согласившись же на такие условия, мы будем вынуждены их соблюдать. Но в таком случае мы не сможем выполнять нашу основную задачу: оперативно доносить информацию до наших подписчиков».
С этой точки зрения смысл участия корреспондента БелаПАН в интервью теряется.
БелаПАН неоднократно пытался выяснить у пресс-службы Кремля, есть ли возможность и вероятность, что озвученные условия участия белорусских журналистов в интервью с президентом России могут быть изменены. Однако вопросы, адресованные пресс-секретарю российского президента Наталье Тимаковой, остались без ответа.
Конечно, взять интервью у президента России — редкая возможность и лестное предложение для любого журналиста, любого СМИ. Как организатор российская сторона имеет право выставлять свои условия. Но хотелось бы отметить, что на встречу с президентом России белорусские СМИ не напрашивались. Это была инициатива Кремля. И ответ на вопрос, кому это больше надо, очевиден.
Для БелаПАН же на первом месте — профессиональные принципы. Потому представитель БелаПАН и не поедет в Барвиху.
Три вопроса, которые БелаПАН хотел задать президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву 1. Беларусь и Россия называют друг друга стратегическими партнерами, но проблем в их отношениях с каждым годом становится все больше. Не пора ли отказаться от Союзного государства как от голой декларации и бюрократической кормушки и перейти на обычные партнерские отношения стран-соседей? 2. Российские СМИ пишут, что отношения между Минском и Москвой осложняются непростыми личными отношениями президента Александра Лукашенко и премьер-министра Владимира Путина. Может быть, Вы могли бы примирить этих политиков? 3. По мнению некоторых политологов, Александр Лукашенко так долго находится у власти во многом благодаря поддержке Кремля. Можно ли ожидать от руководства России на грядущих в Беларуси президентских выборах заявлений в поддержку иного кандидата в президенты? |