До встречи на мосту. «Варшавском»

Источник материала:  

До встречи на мосту. «Варшавском»

О Брестской таможне

Брест — приграничный город. И у каждого жителя обязательно кто–нибудь из близких или знакомых работает на таможне. Сегодня есть повод их поздравить — Брестская таможня отметит 70–летие.


Впрочем, самое раннее документальное подтверждение существования в городе таможни относится к 1449 году. Значит, можно привязать к сегодняшнему дню и более серьезную дату — 560–летие? Но не будем удаляться. Современная таможня начинает отсчет с 20 ноября 1939 года. Представьте только: тогда в штатном расписании числились лишь двое сотрудников — Александр Рольцевич (бывший начальник Туапсинской таможни) и Николай Шинкевич (инспектор одной из московских таможен), которых направили налаживать работу в присоединенной к БССР Западной Белоруссии. Главной задачей таможенников был контроль за экспортом пшеницы и импортом немецких станков. Очень внимательно следовало досматривать граждан, особенно тщательно — уезжавших на Запад после воссоединения БССР.


Потом — война. Таможня не работала. А после войны... Вместо инженерных сооружений на границе — колючая проволока с привязанными консервными банками. Жили в землянках, сельских хатах, сараях. Никаких условий для службы. Однако требования следовало выполнять: надлежало проверять ручную кладь и багаж каждого, кто въезжал в страну. В конце 1950–х таможня боролась с «идеологически вредными» предметами и литературой.


Представляете, в 1953 году контрольный пункт «Шоссейный» (так тогда назывался переход «Варшавский мост») пересекли только 17 автомобилей! Главным образом не спеша шли гужевые повозки. В 1957–м было введено отделение по пропуску транспорта со штатной численностью... четыре человека, а в конце 1960–х открылось отделение по оформлению автомобилей загранследования. В 1969 году появился таможенный пост «Варшавский мост», в 1984–м — таможенный пост «Козловичи». Потоки грузовых и легковых автомобилей разделились.


В 2008 году две таможни — «Западный Буг» и Брестская — объединились, и Брестская таможня (такое название выбрали для объединившихся структур) стала крупнейшей в стране. Ежесуточно оформляется около тысячи грузовых и пассажирских железнодорожных вагонов, тысяча автопоездов, 5 тысяч легковых автомобилей. Ежедневно сотрудники таможни встречают и провожают около 20 тысяч путешественников из различных государств.


Увы, некоторые из них — контрабандисты. Вспоминаю один из брестских музеев, где наглядно показано, как прятали запрещенные к вывозу предметы. В книгу, например, «втиснули» пистолет. Электролампочка с двойным цоколем и даже обычная кухонная скалка послужили контрабандистам шкатулками для украшений. В 1973 году в Бресте был задержан эмигрант, вывозивший из СССР несколько полотен, похищенных из Эрмитажа еще в конце 1940–х. Бесценные экспонаты вернулись в Ленинград. Другие раритеты и антиквариат, не выпущенные из страны, сегодня можно увидеть в музее «Спасенные художественные ценности». Ежегодно «спасенка» получала с границы почти две тысячи предметов, часть которых распределялась между музеями страны, а часть оставалась в Бресте. Со временем ситуация поменялась. Теперь чаще попадаются другого рода контрабандисты — вывозящие незадекларированные деньги или ввозящие припрятанные в тайниках наркотики.


Можно, конечно, мечтать, что придет время, когда исчезнут границы и таможни. Но уж точно не на нашем веку. Таможня — это защита государственных экономических интересов. Лучше помечтаем о снижении стоимости виз. Брестчане надеются, что не за горами времена, когда будет подписано соглашение о льготных визах для проживающих на расстоянии 50 километров от границы. Возможно, наступит день, когда из Бреста в Тересполь можно будет ходить по пешеходному мосту через Западный Буг. Почему бы и нет?

Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ

←Тихо. По-семейному...

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика