БЕЛОРУССКИЙ КУЛИБИН
19.11.2009
—
Новости Общества
Зашумела вода, падая с четырехметровой высоты… И сразу начали работать жернова… С нетерпением жду, когда мука посыплется в деревянную емкость. Все чувства, которые вкладываются в работу во время выращивания зерна, можно узнать по вкусу муки и приготовленных из нее блюд.
«Хлеб и пироги в нашей деревне самые вкусные и полезные», — рассказывают жители деревни Жодишки Сморгонского района. Интересно, в чем кроется секрет таких мучных изделий? Именно в этой деревне находится водяная мельница, которой уже более трехсот лет. Отреставрированная, она исправно работает, изготовляет крупу овсяную, ржаную, мелет зерно на муку, которая потом становится основой для кулинарных шедевров местных хозяек. Конечно, другая мука не хуже той, которая производится в Жодишках. Но местная мука изготовляется из зерна, которое выспевает на родной земле, под присмотром местных жителей, вбирая в себя золото солнечных лучей. На мельницу каждый приносит именно то, что вырастил сам на собственной земле, вкладывая в эти маленькие зернышки свои силы, любовь к земле, которая кормит нас. Тогда и мельник чувствует огромную ответственность за судьбу каждого зернышка, переданного ему для помола.
Из немногочисленных мельниц, которые сохранились в Беларуси, в Жодишках — единственная рабочая. Заслуги по реставрации старинной постройки принадлежат Францу Болеславовичу Жилко (внуку бывшего владельца мельницы). С любовью к белорусской истории, народной культуре и к традициям наших предков Ф. Жилко сумел сохранить архитектурный памятник, а вместе с ним и старинную технологию производства муки.
В 1995 году, собравшись на день Святой Галины со своими тремя дядями, послушав жалобы о том, что мельница отца с прогнившей крышей скоро превратится в руины, Франц Жилко решил: с этим надо что-то делать. Процесс реставрации старинной мельницы был нелегким, потому что сохранились в основном только деревянные стены и каменный фундамент, механизмы были неисправны. Пришлось хозяину постройки, которую Франц Жилко выкупил у колхоза, самому собирать информацию о строении турбины и о технологии, по которой мельница работала раньше. Был на мельницах в Воложинском, Новогрудском районах, искал информацию в книгах, ездил даже в Польшу и Чехию. Повезло, что коллега нашел в Новогрудском районе чугунную турбину в реке.
— Мы ее вытащили оттуда — где краном, где руками. Оказалось, что она отлита в Петербурге в 1890 году, — рассказывает Франц Жилко. — А потом по ее образцу сделали с другом чертеж и муляж турбины. Сейчас работает деревянный механизм, который по нашим чертежам выполнили мастера. Почистили озеро, вода которого, падая с четырехметровой высоты, заставляет работать турбину мельницы. Был построен новый мостик через реку Полайку, которая протекает от мельницы и пополняет озеро водой, впадая потом в Вилию.
— Наверное, мука, изготовленная по старинной технологии, вкуснее, чем фабричный продукт современного производства? — спрашиваю Франца Болеславовича.
— Наши предки в этом деле настоящими мастерами были, — отмечает Жилко.
А вкуснее еще потому, что весь процесс изготовления муки можно увидеть от начала до конца. Сюда часто приезжают на экскурсию туристы, школьники, ребята, которые отдыхают в Центре для лечения проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, недалеко от Жодишек. Приезжали и студенты с исторического факультета БГУ, изучали метрики и документы об истории местечка Жодишки, собранные в небольшом музее мельницы. Интересовались также сведениями об иезуитском монастыре и костеле, которые находятся недалеко от мельницы и, по мнению Франца Жилко, были построены в комплексе в XVII веке. Реставрировав мельницу, Франц Болеславович не только сохранил семейную реликвию, но и сберег уникальный архитектурный памятник. Сегодня он приносит не только эстетическую, но и практическую пользу, заставляя силу ветра работать на благо человека. Но энтузиазм Жилко на этом не заканчивается. В планах — построить еще одну мельницу, только электрическую, на базе водяной наладить производство электроэнергии.
— Сегодня работают гидроэлектростанции. Но я не встречал такой, чтобы электричество с помощью водяных мельниц получали. Вот эту новинку и собираюсь освоить, — делится он планами. — По подсчетам, мельница может давать 50 киловатт энергии, которая обеспечит 20—25 домов в деревне.
Экологичное и практичное дело, только нужно приложить старания, чтобы реализовать задуманное.
Удивляюсь, откуда у этого человека столько энтузиазма, ведь это только часть его интересов. Трудолюбивый, разносторонне развитый и заинтересованный, Жилко занимается разными делам: шьет обувь для спортсменов-конников, изучает историю Беларуси, курирует лабораторию по охране труда и окружающей среды, помогает жене и дочери в стоматологическом бизнесе. Друзья говорят, что этот человек обладает настоящим богатством: духовностью, искренностью, силой воли. Эти качества и помогают ему воплощать в жизнь многие интересные задумки.
В 2007 году в деревне Столбутево, на родине Франца Жилко, состоялось освящение часовни, которую он сам и построил.
— На перекрестке возле дома отца мой дядя однажды поставил дубовый крест, — рассказывает Франц Жилко. — Позже, в 1939 году, дядя Франц, в честь которого меня и назвали, пошел на войну и не вернулся. Крест простоял около 70-ти лет, а потом рухнул. Надо было делать новый, но я решил построить на его месте каменную часовенку в честь Святого Франциска. На ее открытие собралось много жителей, даже с соседних деревень. Теперь сюда во время праздников приезжает священник, люди ходят молиться.
Естественно, сложно заниматься тем, что тебе плохо знакомо. Но многие задумки Франца Жилко появляются именно из-за интереса к неизвестным, покрытым тайнами истории или, наоборот, совсем новым вещам.
— Конечно, получив специальность инженера-механика, я мог бы заняться ремонтом автомобилей. Но это было для меня не так интересно.
На рабочем месте над столом Жилко замечаю вышитую крестиком картину с двумя конями, подаренную, как позже выясняется, его друзьями. По себе знаю, что такой кропотливо сделанный подарок может представлять ценность только для того, кто действительно понимает, что такое ручная работа. Франц Болеславович — директор фирмы, которая занимается пошивом обуви для кавалеристов и гусар, солдат роты почетного караула — не по слухам знает, что значит работать руками. Сегодня производство обуви — исключительно фабричное дело. Но Франц Болеславович — представитель редкой профессии.
Сегодня фирма Жилко — единственная в Беларуси. Тут вручную, по индивидуальным заказам, изготовляют обувь для спортсменов-конников, членов исторических и рыцарских клубов. В этой обуви из натуральной кожи уже марширует рота почетного караула и российский президентский полк, в нем завоевывают олимпийские медали белорусские пятиборцы, мастерство выездки осваивают воспитанники детских и юношеских школ конного спорта, и покоряют танцевальные площадки участники известного ансамбля «Хорошки». Качественная, удобная, практичная обувь — вот та незначительная, на первый взгляд, деталь, от которой зависит успех белорусских спортсменов на соревнованиях. И именно белорусские мастера обеспечивают спортсменов обувью, работая на пользу общего результата.
Технологию производства такой обуви Франц Болеславович изучал с нуля, потому что специальной подготовки у него не было. Поехав в Россию, в Клин, он начал знакомиться со способом производства обуви.
— Если бы не было нашей фирмы, пришлось бы из других стран обувь привозить. А мы сами изготовляем ее для своих спортсменов, еще и заказы принимаем, — замечает Жилко. — Вот обувь сделали для чешского, американского, турецкого послов.
Белорусская обувь по качеству не раз получала высокую оценку на международных выставках, таких как «Кони мои, кони» в Казани, «Коневодство, конный спорт», «Иппосфера», «Русская конная выставка» в Санкт-Петербурге. В 2004 году Жилко стал лучшим предпринимателем года. И на мой вопрос о том, как достичь успеха, ответил: «Нужно очень много работать!»
А трудолюбивые люди везде нужны.
— Меня приглашали и в Россию, и в Польшу, и в другие страны… Но я, конечно, не согласился — очень люблю свою родину, — сказал на прощание Франц Болеславович.
Александра РАДКЕВИЧ.
Фото автора