Дисналэнд – стратегия маленького города
Городку Дисна, что в Миорском районе, даровали когда-то блага Всеслав Чародей, король Сигизмунд Август и великий Стефан Баторий. Сейчас местные жители – а их всего около 2,5 тысяч - не ждут милостей свыше. Они рассчитывают на себя. Самому маленькому белорусскому городу помогает выживать собственная стратегия устойчивого развития.
Пару лет назад на международной
туристической выставке в шведском Геттебурге на глазах у
изумленной публики шведские, латвийские и белорусские
художники рисовали на огромном полотне десятки картин
одновременно. На вопрос, что они делают, отвечали:
«Раскрашиваем белое пятно на карте истории». Так в
далекой Швеции узнали о белорусской Дисне, где по
старинке и с размахом празднуют яблочный и медовый спас,
варят настоящий белорусский эль и продают на рынке
исключительное по вкусу сливочное масло.
В 1986 году, когда собирались строить Даугавпилсскую ГЭС,
самому маленькому городу в Советском Союзе предстояло на
две трети уйти под воду. Хорошо, что проект так и не был
реализован. А несколько лет назад из-за малочисленности
жителей статус Дисны едва не понизили до городского
поселка. Но мэрия и депутаты местного совета заявили:
«Давайте тогда референдум проводить!». На это
потребовались бы огромные деньги. И районные власти
отступили. Дисна осталась городом.
А когда здешние немногочисленные промышленные предприятия
пришли в упадок, инициативные местные жители всего за два
года создали Стратегию устойчивого развития Дисненского
края до 2020 на основе туризма. Если пересказать этот
серьезный документ в трех предложениях, то звучит это
так: «У нас нет промышленности, нет железной дороги, но
есть богатая история, красивая природа и гостеприимные
люди. Единственный путь для возрождения нашего края - это
туризм. Наш бренд: Дисна - самый маленький город
Беларуси».
Дисненский край начал «продвигать» себя на выставках и
фестивалях. На него обратили внимание шведские
туристические организации, которые не в Минске и не в
Полоцке, а именно в Дисне открыли свой информационный
центр.
Теперь мэру Дисны Ольге Мороз частенько приходится водить
экскурсии по деревянному мосту столетней давности и
улочкам, начертанным еще на картах XVI века. Улочки
спускаются к Западной Двине. По водам этой магистрали
ходили когда-то на своих шнеках и ладьях викинги - лучшие
воины и торговцы того времени. Это был «золотой век» для
города. Вместе с гербом - ладьей на серебряных волнах под
белым парусом на голубом фоне неба Дисна получила тогда
Магдебургское право. Подобная привилегия позволяла
выбирать городской совет, развивать ремесла, варить пиво
и организовывать «кірмашы», доход от которых шел в
городскую казну.
Так что неправда это, что политика децентрализации,
которую активно пропагандирует комитет регионов
Евросоюза, для Беларуси - явление непривычное. Многие
города на территории нашей страны жили по принципу
местного самоуправления еще в средние века. Бесправной
провинцией они стали только после того, как Беларусь
отошла к Российской империи, а в упадок пришли под
руководством советов, которые и сейчас «заводятся» по
указке сверху.
Зачем Беларуси местные повестки
Директор Международного гуманитарно-просветительского
фонда «Живое партнерство» Олег Сивограков считает, что в
рамках развития местного самоуправления в Беларуси и
сейчас следовало бы ввести своеобразное Магдебурское
право - передать многие компетенции республиканских
органов на низовой уровень.
- История знает примеры, когда города в исключительные
моменты получали различные преференции. Так Быхов после
сильного разрушения был освобожден властями Великого
княжества Литовского от налогов на 20 лет. Был
использован отличный от обычных капиталовложений в
экономику города инструмент - городу дали возможность
развиваться на льготных условиях, - рассказывает
эксперт.
Разработанная в Дисне стратегия устойчивого развития
называется местной повесткой - это инструмент
стратегического (на 10-20 лет) планирования жизни региона
с учетом экономических, социальных и экологических
аспектов развития, а также интересов всех членов местного
сообщества, которые участвуют в реализации стратегии. В
Беларуси первые такие повестки появились в 1999
году.
- На практике для создания местной повестки сначала
формируется образ желаемого будущего конкретной
территории с учетом ограничений, связанных с природной
средой, принципа сочетания социально-экономического и
экологического в развитии, а также ориентации на местные
ресурсы и партнерство властей и местного сообщества, -
поясняет Олег Сивограков.
Содержание местной повестки, зависит от конкретного
населенного пункта. В крупных городах акцент часто
делается на решении экологических проблем или развитии
предпринимательства. В сельской местности -- на развитии
агро- и экотруизма.
С начала 2009 года в Беларуси действует проект Программы
развития ООН «Устойчивое развитие на местном уровне». А
сам процесс поддержки местных повесток в Беларуси
базируется на Национальной стратегии устойчивого развития
на период до 2020 года. Она определяет, что ведущую роль
в устойчивом региональном развитии должны сыграть местные
власти.
- Инициативная группа может начать реализацию местной
повестки без властей, но если власть потом не
присоединяется - это неполноценный процесс. Впрочем, и у
власти без сотрудничества с местным сообществом ничего не
получится, - подчеркивает руководитель Программы
поддержки Беларуси Федерального правительства Германии
Астрид Зам.
Вопрос в приоритетах, которые определяет для себя на
местах власть.
- Мэр маленького американского поселка сказал мне:
«Главное для меня - уметь слушать своих
налогоплательщиков и говорить с ними», - рассказывает
Олег Сивограков. - В Беларуси же в условиях слабо
развитого местного самоуправления сложилась довольно
уникальная ситуация. На местах привыкли к
государственному планированию, где есть валовые
показатели, которые доводятся сверху. Хотя в развитых
экономиках давно ушли исключительно от экономических
показателей.
Как показала мировая практика, однобокая нацеленность на
экономическое развитие не помогает вытянуть регион,
потому что на местах, в конкретных местных сообществах
люди не только зарабатывают деньги. Они там живут, у них
есть личные планы и интересы.
С другой стороны, у местных органов власти в Беларуси
очень мало финансовых ресурсов, которыми они реально
могут распоряжаться. А чиновники из министерств и
ведомств нередко заявляют, что сельским или малым
городским советам вообще не стоит доверять финансовые
средства, поскольку нет на местах грамотных кадров и
деньги попросту «разбазарят». Но, как утверждают
международные эксперты, слабые кадры и иждивенчество как
раз и есть результат сверхцентрализации, когда местное
самоуправление не заинтересовано зарабатывать деньги,
поскольку это сразу снижает поступления из бюджета.
Впрочем, в Беларуси, где утерян опыт вовлечения людей в
стратегические вопросы планирования, зачастую на местах
не используется даже такой «бесплатный» ресурс как
человеческий потенциал.
- Местная повестка в таких условиях становится школой
местного самоуправления и одним из инструментов, который
содействует его развитию. На примере небольших проектов
восстанавливается понимание того, что голос местного
сообщества должен быть услышан, - считает Олег
Сивограков.
Астрид Зам отмечает достаточно большой интерес "низов" к
идее местных повесток.
- Программа поддержки Беларуси Федерального правительства
Германии только реагирует на этот спрос, но не создает
его, - подчеркивает руководитель программы.
Сейчас в стране действует около пятидесяти местных
повесток. К этой форме сотрудничества с населением власти
относятся пока с некоторой опаской. Хотя местная повестка
- это еще и хорошая возможность для привлечения донорских
средств. Например, объем внешнего финансирования для
Дисны больше, чем весь бюджет самого маленького города
страны.