МАТЕРИНСКОМУ КАПИТАЛУ – ДА, ХОЛОСТЯЦКОМУ НАЛОГУ – НЕТ?

Источник материала:  

Демографические проблемы приходится в той или иной мере решать всем государствам мира. И если в одних странах политика строится на ограничении количества детей в семье, то в других, в первую очередь в Европе, ставка делается на стимулирование рождаемости.

Беларусь действует по второму сценарию: стремясь обеспечить свою демографическую безопасность, она предпринимает различные социально-экономические меры для победы над депопуляцией. Главный аргумент на чаше весов будущего нации, уверенного развития страны — рост рождаемости. Какие шаги будут предприняты в ближайшей и отдаленной перспективе для того, чтобы склонить белорусов к воспроизводству нации? Как вернуть нашей стране хорошую демографическую форму? Как перевести в общественном сознании стрелки на желание иметь не одного, а двух, трех детей? Ответы на эти вопросы, возможно, даст разрабатываемая в Беларуси стратегия стимулирования рождаемости. А сейчас они стали предметом разговора корреспондента БЕЛТА с заместителем начальника главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Татьяной Шеметовец.
— Татьяна Васильевна, разработка этого документа предусмотрена подпрограммой «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи» Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007—2010 годы. Изучался ли зарубежный опыт при разработке стратегии, чтобы иностранные рациональные зерна в будущем прорастить на белорусской почве?
— Информация о мерах стимулирования рождаемости в зарубежных странах была собрана и проанализирована еще в прошлом году. Отечественные ученые и практики протестировали ее на приемлемость для Беларуси с учетом реальности адаптации к нашим условиям, исходя из возможностей государства.
Действительно, в странах мира немало интересных подходов в реализации государственной политики поддержки семей с детьми. Но это не означает, что все они будут автоматически перенесены в наше законодательство. Тем более что в Беларуси уже создана и отлажена семейная политика, многие ее элементы доказали свою эффективность. Впрочем, почивать на лаврах не приходится.
Стратегия стимулирования рождаемости, которая разрабатывается в Беларуси, состоит из трех основных блоков. Это, во-первых, совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Во-вторых, изменение жилищной политики, особенно для молодых семей. И третий блок касается совершенствования налоговой системы.
— В нашей стране ставка сделана на многодетность, основные льготы и преференции сконцентрированы на семьях, в которых воспитываются трое и более детей. Но, к сожалению, остаются за кадром семьи с двумя детьми — а это большой демографический потенциал! И если его не поддержать на плаву, то в общественном сознании прочно закрепится ориентация на однодетную семью. Тем более, как показывают соцопросы, большинство молодых белорусов хотели бы иметь двоих детей, но не всегда решаются на это по материальным, жилищным и прочим соображениям.
— В проекте стратегии значится введение дополнительных стимулов для семей при рождении второго ребенка и при наличии двоих детей. Но я не согласна с вами, что такие семьи — за кадром, якобы вынесены за рамки господдержки. Это не так. Более того, законодательно уже сделан первый шаг навстречу таким семьям — увеличен размер единовременного пособия при рождении второго ребенка.
Что касается системы пособий в целом, то в стратегии стимулирования рождаемости речь идет и о большей дифференциации размеров господдержки в связи с возрастом детей, и о зависимости их от дохода родителей. Но отнюдь не за счет урезания льгот многодетных семей — они по-прежнему будут максимально поддерживаться государством.
А что касается надбавок к госпособиям на детей, рожденных вне брака, то отношение к ним скорее негативное — довольно часто звучат предложения об их отмене. В погоне за этой надбавкой (пусть ее размер и невелик) люди не регистрируют брак, хотя фактически семья является полной, с общим бюджетом и совместным ведением хозяйства.
— Ранее в качестве ориентира для детских пособий назывался минимальный потребительский бюджет (с 1 ноября нынешнего года МПБ для семьи из четырех человек в расчете на месяц составляет Вr387920). Теперь эта точка исчезла с горизонта системы реформирования детских госпособий?
— Как известно, в Беларуси размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, повышаются в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (с 1 ноября 2009 года он составляет Вr250070). Размер пособия на детей в возрасте до трех лет, который сейчас равняется 80% БПМ, с будущего года планируется повысить до 100% БПМ.
Что касается привязки к МПБ, то такая норма пока не фигурирует в нормативных правовых актах, в том числе на перспективу. И предложение, о котором вы говорите, звучало скорее как пожелание.
— В таком случае возможность поставить в будущем размер детского пособия в зависимость от величины заработка, утерянного в связи с уходом за ребенком, — и вовсе призрачна?
— Компенсация части былого заработка — дело отдаленной перспективы. Такие подходы при разработке стратегии стимулирования рождаемости рассматриваются. Но мои слова отнюдь не означают, что они воплотятся в реальность в ближайшие годы и вообще когда бы то ни было станут явью.
Я считаю, что привязка размера пособия к заработной плате более оптимальна, чем к таким социальным нормативам, как БПМ и МПБ. Но это мое мнение, сторонников у него маловато...
Следует признать, что любые позитивные меры экономического характера способствуют росту рождаемости. При этом надо иметь в виду, что эффект от них не одномоментный — «демографическое эхо» возвращается только через месяцы в виде заполненных роддомов. Да и временной промежуток эффекта непродолжительный — ощущается он всего несколько лет, потом требуется следующий экономический толчок к росту рождаемости.
Когда-то привязка размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет считалась большим достижением, как и, впрочем, введение самого трехгодичного отпуска. Проходит время, ситуация меняется и теперь многие мамы предпочитают выйти на работу раньше положенного срока. И это — их собственный выбор: быть дома со своим ребенком или вернуться на рабочее место.
На мой взгляд, увеличением размера детского пособия не заманишь женщин отказаться от карьерного роста, если они нацелены на достижение вершин в профессиональной деятельности, не испытывают желания оставаться домохозяйкой. Хотя, несомненно, в некоторых семьях материальный фактор превалирует, и женщина стремится внести в семейный бюджет свой вклад в виде заработной платы.
Да, увеличение размера детских пособий — мера значимая. И без нее не обойтись. Вопрос только: когда, кому и сколько?..
С другой стороны, и об этом тоже свидетельствует опыт других стран, глобальное повышение размеров пособий на детей провоцирует маргинальные всплески рождаемости: многие неблагополучные семьи используют это как шанс улучшить свое материальное положение за счет пособий, считая их манной небесной. Они не думают о том, что деньги государство выделяет действительно на детей и для детей...
— А рассматривается ли возможность введения в Беларуси российского аналога материнского капитала?
— Пока в этом отношении нет конкретики, но в качестве ближайшей перспективы введение материнского капитала не рассматривается. Пока лишь изучается российский механизм оказания такой поддержки семьям с детьми (введен с 1 января 2007 года). Но такая идея напрочь не отвергается.
Впрочем, некоторые элементы материнского капитала в Беларуси уже действуют. Это, в частности, льготные жилищные кредиты для многодетных семей, а также финансовая поддержка молодых семей при строительстве жилья с использованием нельготных кредитов. Распространено в нашей стране и льготное кредитование на получение первого высшего образования.
— Как вы относитесь к введению холостяцкого налога?
— Это очень деликатный вопрос, очень щепетильный.
Абсолютно убеждена: стимулирование рождаемости должно быть со знаком «плюс» (прибавка пособий, усиление гарантий, укрепление семейного бюджета за счет налоговых вычетов, льготирования жилья и т.д.). Общественное сознание нужно ориентировать на рождение детей, а не принуждать к нему.
Я против введения холостяцкого налога — это мое личное мнение. И не считаю, что он может подвигнуть граждан к продолжению рода. Впрочем, и сторонников, и противников у этой меры достаточно, так что вопрос окончательно с повестки дня не снят.
— Я скорее отношу себя к сторонникам этой меры. Семьи с детьми априори находятся в более стесненных материальных условиях. По статистике, с рождением каждого следующего ребенка финансовое благополучие семьи снижается. Ради детей люди согласны не только на материальные издержки, но и на потерю в темпах карьерного роста (а это тоже минус в зарплате), меньшей становится возможность увидеть мир и т.д. А ведь они воспитывают трудовой потенциал страны, благодаря которому будут поддерживаться в старости в том числе и наши бездет­ные сограждане.
— Но не забывайте: одно дело — нежелание иметь детей, а другое — невозможность стать родителями, например, по медицинским показаниям.
— Это, безусловно, так. Однако во многих случаях бездетность наступает в результате нездорового образа жизни, неразборчивости в связях, из-за последствий перенесенных абортов и т.д. Эти предпосылки — творение самого человека, а не изгибы судьбы...
— Но такие люди испытывают проблемы медицинского, психологического характера из-за невозможности иметь детей. И это нельзя сбрасывать со счетов.
В любом случае, введению холостяцкого налога должна предшествовать серьезная работа, тщательный анализ, в том числе с экономической точки зрения, нужно многостороннее обсуждение. Скажу только, что в настоящее время вопрос о возможности введения налога на холостяков не рассматривается.
Кстати, при разработке Национальной программы демографической безопасности на 2007-2010 годы этот вопрос довольно бурно дебатировался, но получил отставку.
— А реально ли в Беларуси увеличение отпуска по беременности и родам?
— Этот вопрос неоднократно поднимался парламентариями, за увеличение продолжительности отпуска по беременности и родам ратуют и медики. Они считают, что предоставление женщинам более длительных отпусков положительно скажется на здоровье мам и малышей. Это приведет к увеличению количества нормальных родов и, следовательно, к сокращению числа удлиненных послеродовых отпусков, которые предоставляются в случае осложненных родов.
Вопрос об увеличении дородового отпуска находится в стадии обсуждения.
— Семейная политика непосредственно пересекается с жилищной... И если у многодетных семей решение жилищной проблемы идет довольно быстро, то для семей с одним-двумя детьми она по-прежнему не теряет своей остроты...
— Понятно, что в полной мере перенести систему льгот, действующую для многодетных семей, на семьи с двумя детьми нереально, поскольку она крайне затратна для государства. Но определенные ее элементы лягут в основу новых мер помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий. Более того, есть даже предложения о том, чтобы определенные жилищные преференции гарантировать семьям сразу после заключения брака. Это станет и первым кирпичиком в их будущее жилье, и аргументом к штампу в паспорте (ведь все большую популярность в последние годы в нашей стране приобретают гражданские браки).
Необходимо также усовершенствовать систему налогообложения граждан с учетом иждивенческой нагрузки. Предусматриваются и меры организационного характера: по укреплению института семьи, повышению ее престижа, формированию общественных отношений в семейной сфере, здорового образа жизни.


Елена ПРУС, БЕЛТА
←Куда движется гражданское общество?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика