ТАЙНЫ РУННЫХ КАМНЕЙ
12.11.2009
—
Новости Общества
В каждой области в мире существует своя тайна в символах. А какая тайна у нас? Со школы мы помним, что славянская письменность возникла в IX веке, пришла вместе с религией.
Наряду с этим существуют неточно задокументированные свидетельства о руссах, оставивших после себя рунические надписи. На могилах соратников, например. Славяне руны не использовали, зато ими пользовались скандинавы, которые активно обживались на славянских просторах, делясь устоями (например, равноправием полов), военным опытом, ну и генами, само собой. И где-то это все было записано — черточками, точками и полукругами.
Сегодня эти полустертые черточки привлекают сотни глаз, жадных до тайны, ждущих света, который вот-вот прожжет поверхность камня.
А почему, собственно, камня?
Ну хотя бы потому, что, например, папирус, который магическими символами прожигается гораздо эффектнее, не сохранился нигде в Европе из-за климата, как и «записки» на деревянных брусках; пергамент стоил дорого, поэтому широко не использовался, а бумага к I веку н.э., которым датируются самые ранние носители рунических знаков, даже не вошла в употребление. Остался гранит — достаточно прочный для памяти потомков, в достаточно крупных и малопригодных для мародерства кусках.
Для «коллекционеров» эти камни действительно не представляли большого интереса — в силу неподъемности, но именно поэтому большинство из них постигла иная участь: будучи уже выкопанными из земли и установленными в легкодоступных общественных местах, они представляли собой ценный строительный материал в рамках понятий о строительстве в те времена. Памятники языческого толка отдельным индивидам буквально ложились в основу новой религии: их использовали при сооружении фундамента и стен церквей. Удачей на сегодня можно считать, если поверхность камня с нанесенным сообщением не была заштукатурена или повреждена за неведением или по умыслу. К счастью, количество мародеров и рьяных церковников оставалось значительно меньшим, чем обученных письму язычников, и на сегодняшний день в Швеции сохранилось около двух с половиной тысяч рунных камней. Самые старые датируются II—III в.н.э. Несмотря на то, что самые старые рунные камни были найдены в Норвегии (камни Веттэланд и Эйнанг; последний — самый древний из рунных камней, который не был сдвинут со своего места на протяжении 1700 лет!) По количеству находок лидирует Швеция, а в самой Швеции особо богат находками район Уппланд — более 1300 рунных камней восстановлено из небытия за последние 300 лет.
Для справки. Древнейшие рунные записи на других носителях, например, бронзовых украшениях или оружии, относятся к I в.н.э. Но разве сравнится в монументальности подвеска с валуном? Рунные камни встречаются на всей территории Скандинавии и даже в других странах, а более ранние были установлены в Дании, южной Швеции и Норвегии.
Рунный алфавит часто называют футарк — по первым 6 символам первого ряда из трех. Это правильно только отчасти. Для рунического письма выделяют три периода: старогерманские (или старонордические — использовались до IX в н.э., рунных камней с такими символами в Швеции только около 20) руны, сокращенные в числе скандинавские (или викингов — примерно с IX века н.э. до средних веков, когда они использовались как простонародный язык) и средневековые. В средние века руны были приведены к подобию латинского алфавита, то есть выстроены в таком же алфавитном порядке; другими словами, с начала XII в. н.э. футарк теряет свою девственность и с тех пор зовется тривиально — руническим алфавитом.
Влияние Рима было обширным, проникающим и безжалостным. На совести христианских проповедников не только сотни изощренно казненных язычников, но также и методично истребленный обычай устанавливать рунные камни в память о погибших родственниках вдоль дорог, на обозрение всем путникам. Традиционно сами усопшие погребались на могильных полях, поблизости от своих селений, а руннные камни — на семи ветрах, на всеобщее обозрение. Христианство сдвинуло два места в одно и назвало его кладбищем. Более функционально, конечно, но не так... индивидуально, что ли. Памятные валуны больше не извещали путников о строителях мостов, воинах или крестьянах и родных, по ним тоскующих. Они практично легли в фундамент церквей и монастырей, надгробия и кресты переняли их PR-функцию и тем, более или менее, положили в XII веке конец всей эпохе рунных камней. Ничего странного, что большинство камней не стоит на своих первоначальных местах. Впрочем, места стройки также не могли быть далеко от первоначальной установки. Прошло полтысячи лет забвения, прежде чем интерес к черточкам и завитушкам на булыжниках проснулся снова.
Несмотря на то, что шведские школьники по уши сыты обязательными экскурсиями к рунным камням, а в Дании характерный рисунок вынесен на обложку паспорта, в традициях русскоязычного туризма только самые голодные к информации путешественники, а также иногда фанаты ролевых игр проявляют интерес к рунам и даже рунным камням. К счастью для редких ценителей, наибольшая концентрация рунных камней (установленных в X—XI вв.) удобно наблюдается в долине Мэлар (Мэлардален), вокруг водной системы Мэлар — той самой, которая своим восточным концом упирается в Стокгольм, который, в свою очередь, удобно наблюдается в большинстве туров по Скандинавии.
Как уже упоминалось, большинство рунных камней устанавливалось в память о погибших родственниках. Крайне необычно было заказывать и устанавливать их для себя любимого, да и сегодня идея о том, чтобы заказывать себе самому надгробие звучит несколько... депрессивно. Тем не менее, жил в Тэбю (сегодня это северная часть Стокгольма) богатый эксцентрик Йарлабанке, который заказал их целых пять штук — чтобы наверняка остаться в памяти потомков и, очевидно, достучаться до небес. Камни нередко устанавливали возле мостов. Часто они были посвящены тем людям, которые эти мосты построили. Построить мост значило замолвить словечко перед Богом. Своеобразный религиозный социализм: душеспасительный акт на пользу сообществу без самоистязания, но с самолюбованием. Йалабарке поставил четыре камня возле моста в Тэбю. Он так и называется сегодня — Йарлабанке Бру (мост), и еще один стоит на кладбище возде церкви в Валлентуне (севернее).
Если, двигаясь по дороге Е18, свернуть на дорогу 269 — на Робю — и искать указатель на церковь в Хотуне, то после поворота на церковь (который мы благополучно проезжаем) будет древнее погребальное поле Робю. В северо-восточном конце поля стоит камень с рунами, высеченными в XI в. по заказу двух дев. Надпись повествует об их отце, погибшем в походе викингов на восток под предводительством Ингвара Путешественника. Всего в тех краях стоит около 20 камней, высеченных в память о викингах, погибших во время того же похода.
Вернувшись на дорогу Е18 и продолжая двигаться на запад, сверните налево после местечка Больста, так, чтобы большой водоем Улльфьерден (Шерстяной залив) был по правую руку. На самом деле это целая водная система, так что сначала по правую сторону будет Лилла (Малый) Улльфьерден, затем — через тонкий перешеек — Стура (Большой) Улльфьерден. Слева от перешейка лежит местечко Ешилла, а там — рунный камень, который пятеро братьев поставили как память о своем отце, также погибшем в экспедиции Ингвара. Они же установили еще один камень на перешейке между Стурф Улльфьерден и Руссвикен (Русской бухтой), Варпсундсстен, который возвышается почти на три метра над землей. Кстати, если присмотреться к кресту в центре обоих камней, можно увидеть свастику, которая образуется налагающимися друг на друга «лопастями» креста.
Рунные камни были довольно подвижны для своей массы. Например, Шевлестенсстен в местечке Вэстра Стенбю или Шевлекаменский камень в местечке Западная Каменная деревня. Такое странное название камень получил оттого, что был вмурован в разное время в двух церквях в разных селениях и как минимум одно из которых было названо в честь этого же камня. Другими словами, валун менял местоположение (из того, что мы знаем) четыре раза: к месту водружения во времена первых викингов, к месту постройки церкви в Шевлестене, после того, как он был обнаружен в XVII веке, к месту постройки церкви в Вэстра Стенбю, и, наконец, в 1938 г., когда был извлечен из церковной стены и установлен на церковном кладбище.
Или вот другой пример «блуждающего» камня. Самый знаменитый рунный камень в Швеции стоит около 20 км западнее от Мьольбю, около 200 км от центра Стокгольма, если следовать по дороге Е4. Это Рёкстен — камень из Рёка. Хотя на самом деле имя камня также представляет собой своеобразный замкнутый круг: он назван в честь местности, где был найден. С другой стороны, весьма вероятно, что сама местность была названа в честь камня тысячу лет назад, ведь старонордический «рёк» означает «вышка». На него нанесена самая длинная из всех известных рунических надписей — около 760 знаков, высеченных где-то в начале IX в. Камень уходит «корнями» на 125 см в землю, целиком его высота около 382 см, и практически вся поверхность покрыта руническими письменами. Несмотря на внушительные габариты, камень переезжал из стенки в стенку 3 раза на протяжении XVII века, а это как минимум 5 перемещений. Не проезжайте мимо! Возле камня есть небольшая выставка, а также доступны наушники с аудиозаписью того, как (предположительно) звучало высеченное повествование в то время, когда его только высекали. Понимание, впрочем, не гарантируется. Кстати, вовсе не факт, что сами современники понимали высеченную надпись. Дело в том, что высечена она 16-символьным футарком, это настоящий кич в те времена. Интересно, что на всем камне две одинаковые руны стоят подряд только в одном, 19, ряду. Верхняя часть камня занята тайнописью. Тайнопись, рунный шифр, ложные руны — не так уж они и редки на старых памятниках. Только вот интересно: зачем кодировать надпись на камне, сама цель создания которого — привлечение внимания путешественников? Тайна, покрытая мраком веков...
Один из самых впечатляющих рунных камней лежит, точнее, стоит в том же местечке Мьольбю. Проезжая мимо, сложно его пропустить, так как высота этого камня 3,5 метра. Он был восстановлен в первоначальном виде после того, как в 1874 была разрушена старая церковь. Камень повествует о смерти пяти сыновей доброго крестьянина Гулле: «...Пал при Фёрет отважный воин Осмунд, нашел покой Ассур восточнее в Греции, был на Борнхольме Хальвдан убит. Коре умер при Удди(?), Бо тоже погиб...». (Борнхольм — это остров между Швецией и Польшей). Если наложить места смертей братьев на карту Европы, получается линия, знакомая нам со школы: путь из варягов в греки. Вот так создавалась история у подножия этих камней, а теперь мы ее этими камнями иллюстрируем.
Татьяна ПЕТРАЧКОВА