Исполнительная власть регионов не принимает должных мер по сохранению историко-культурных ценностей

Источник материала:  
04.11.2009 16:10 — Новости Общества

Исполнительная власть регионов не принимает должных мер по сохранению историко-культурных ценностей

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ляховичского района, установлено, что ряд объектов историко-культурного наследия Беларуси находятся в запущенном состоянии.

Как сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры Беларуси, на территории Ляховичского района Брестской области насчитывается 14 дворцово-парковых ансамблей (памятников истории), 4 памятника археологии. Из них 11 памятников, включая 3 дворцово-парковых ансамбля, расположенные в деревнях Грушевка, Совейки и Нача, внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

В соответствии с Конституцией и Законом «Об особо охраняемых природных территориях», каждый человек обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, а местные исполнительные и распорядительные органы наделены функциями утверждения границ особо охраняемых природных территорий, обеспечения финансирования, осуществления природоохранной деятельности, государственного контроля за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий. Кроме того, местные Советы депутатов участвуют в реализации государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия и обновления историко-культурных ценностей, оказывают содействие государственным организациям в охране историко-культурного наследия.

Между тем, прокуратурой установлено, что районными и сельскими исполнительными и распорядительными органами не в полной мере выполняются требования вышеуказанного законодательства.

Так, дворцово-парковый ансамбль, расположенный в дер. Грушевка, который является памятником XVIII века и состоит на балансе Начевского сельского Совета депутатов и СПК «Ляховичский», зарос бурьяном и сорняками. Однако ни сельсовет, ни правление СПК не проводят работ по благоустройству территории ансамбля. Одно из основных зданий, входящих в состав ансамбля (бывший жилой дом Тадеуша Рейтана), практически полностью повреждено. Внутри дома складируется мусор. Остальные здания поместья также повреждены либо частично разрушены.

Длительное время районный исполнительный комитет не выкупает проектно-сметную документацию на реставрацию фамильной усыпальницы рода Рейтанов, которая является исторической и культурной ценностью и охраняется государством.

Аналогичные нарушения законодательства были выявлены и при проверке дворцово-парковых ансамблей в деревнях Совейки и Флерьяново. Территории данных усадеб заросли сорняками и бурьяном. Парк «Совейки» длительное время никем не убирался, в нем имеется большое количество поваленных деревьев. Три озера, расположенные каскадом, также завалены деревьями. Центральное здание усадьбы постепенно разрушается.
В главном здании дворцово-паркового ансамбля в дер. Флерьяново выбиты окна, повреждена крыша, внутри здания складируется мусор. Парк сохранился лишь частично, зарос бурьяном.

При въезде на территорию названных усадеб имеются охранные доски, на которых указано, что дворцово-парковые ансамбли являются исторической и культурной ценностью и охраняются государством. Однако результаты проверки показали, что местными Советами депутатов ослаблен контроль за охраной историко-культурного наследия района, что может привести к полному уничтожению и разрушению имеющихся памятников.

Прокуратура особо отечает, что указанные дворцово-парковые ансамбли, парки и другие памятники истории и культуры, расположенные на территории района, закреплены за определенными сельскими Советами депутатов, предприятиями и школами. Ранее сельсоветы и школы организовывали работу по уборке территорий дворцово-парковых ансамблей и парков, но в последние годы работа по благоустройству территорий усадеб и парков не проводится.

Вопросы охраны историко-культурного наследия на заседаниях районного исполнительного комитета не рассматривались.

По итогам проверки прокуратурой Ляховичского района внесено представление председателю районного исполнительного комитета об устранении нарушений законодательства об охране историко-культурного наследия с требованием осуществить конкретные мероприятия по обеспечению охраны историко-культурного наследия района, решить вопрос о постановке памятников истории, охраняемых государством, на баланс субъектов хозяйствования, установить зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране историко-культурного наследия.

←Минобразования предлагает в период временного прекращения учебного процесса организовать дистанционное обучение

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика