КАК ПОЛЮБИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Редко кто из родителей хоть раз в жизни не слышал плаксивый возглас собственного чада: «Помоги сделать уроки!» Факультативы, домашние рефераты, тесты, презентации прочно вошли в жизнь ученика, и все чаще звучат вопросы: «Неужели нельзя не перегружать школьника?». А работающие мамы спрашивают: «Как научить ребенка делать уроки самостоятельно - читайте как научить ребенка быть самостоятельным?» Корреспондент БЕЛТА попросила профессионального совета у начальника отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования Министерства образования Беларуси психолога-консультанта Елены Осиповой.
— Елена Анатольевна, учителя всегда давали школьникам несколько упражнений для выполнения дома. Их педагогическая цель вполне понятна — повторение и закрепление материала. А с точки зрения психолога, что приобретает школьник, выполняя домашнее задание?
— Психологический аспект этого явления очень важен, для ребенка домашнее задание имеет совершенно уникальное значение. Это единственное дело, которое он обязан исполнять самостоятельно. И он отвечает за это дело! Именно домашнее задание, особенно в начальной школе, сможет впоследствии стать тем самым инструментом, который разовьет в школьнике самостоятельность и автономность.
Чтобы в средней школе учащийся спокойно, быстро и без проблем делал домашнюю работу, нужно, чтобы в начальных классах этот процесс стал автоматизированной привычкой — системой. Малыш должен знать, что ежедневно, приходя из школы, он должен поесть, немного отдохнуть и сесть за домашнюю работу. Только после полного ее исполнения ребенок может забыть об уроках до завтра. Причем эта работа не должна обсуждаться — просто нужно выделить на нее время.
— Часто родители считают, что нежелание ребенка делать домашние задания связано с перегрузкой в школе, непосильными уроками. Или причина тому — характер ребенка, его природные данные, лирик он или физик?
— Одной из больших ошибок родителей является их увлеченность высчитыванием, лирик их сын или физик. А ведь больше чем у 60% детей способности к точным или филологическим наукам до конца базовой школы одинаковые. В начальной школе филологи или математики проявляются очень редко. Дети все одинаково хорошо и быстро запоминают стихи, и нет ни одного, который бы не знал таблицу умножения.
В отношении к домашнему заданию важно учитывать особенности поведения ребенка. Один поест, поиграет, посидит, не общаясь ни с кем, а потом сядет за уроки и сделает их все сразу. Другой потребует внимания взрослого, между заданиями перекусит, а чтение лучше всего пойдет у него вечером перед сном.
Причин нежелания выполнять домашнее задание на самом деле немного. В основном они зависят от… наследственности. Дети — это маленькие копии своих родителей и родственников. Так, своей неусидчивостью мальчик может быть обязан вашему отцу. И прежде чем ругать сына за двойки по математике, вспомните, может, и вы не блистали в этой области.
— Какие основные причины не дают детям спокойно заниматься уроками? И как поступать родителям в этой ситуации?
— Главных причин, по которым школьнику бывает тяжело открыть дома портфель, три. Однако все они могут наслаиваться друг на друга и приобретать новые, чисто семейные, оттенки.
Первая из них — малыш просто боится делать домашнее задание. Иногда дети даже не подходят к портфелю: бросают его у порога и забывают как о страшном сне. Чаще всего это происходит в семьях, где от ребенка требуют потрясающих успехов в школе: должны быть десятки и никакие другие отметки. При этом ребенок может учиться стабильно хорошо, но, боясь не соответствовать более высоким запросам родителей, он начинает ненавидеть школу. Если школьник боится неудачи — это проблема родителей, значит, они создали такую атмосферу.
Главное, с чего должны начать родители в этом случае, — заставить себя снизить требования. Помочь маме или папе перебороть стремление подгонять ребенка к лучшим результатам должны педагоги, ведь детский страх виден не только родственникам, но и школьным учителям, психологам, классному руководителю.
Другая причина нежелания делать домашние задания — непонимание их. Дети не хотят садиться за работу, потому что боятся с нею не справиться. Школьник на уроке что-то недопонял, из-за болезни пропустил тему, а дальше уже ничего понять не может. И вот он три-четыре часа сидит и смотрит в учебники, ничего не делая. А в этом возрасте сидеть — занятие очень тяжелое, оно дополнительно нагнетает обстановку.
Родители и учителя в этой ситуации просто обязаны помочь ребенку — создать условия для того, чтобы он смог догнать своих одноклассников, понять пропущенный материал. Учитель не должен забывать, что ребенок пропустил ту или иную тему. И родители, и учитель должны не просто спрашивать, выучил ли он пропущенное. Они обязаны помочь ребенку понять этот материал, закрепить его. Важно помнить и то, что одни дети схватывают все на ходу, а другим понадобится несколько занятий.
Третья, самая главная, причина, по которой ребенок чаще всего не делает домашнее задание, — желание привлечь к себе внимание родителей. Такая проблема чаще всего встречается в семьях с достатком. Родители рассуждают: ребенок накормлен, обут, одет, у него есть компьютер и телевизор, что еще для жизни нужно? А нужно очень немного — 10— 20 минут внимания в день. Простого разговора о погоде, самочувствии сына или дочери, обсуждения планов на выходные вполне достаточно, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее. Без такого общения ребенок будет неосознанно создавать ситуации для привлечения к себе внимания взрослых. И уроки тут будут первым пунктом.
Родителям необходимо осознать, что ребенку нужен не только уход, но и ежедневное доказательство родительской любви. Совсем нетрудно позвонить ребенку, чтобы сказать: я по тебе скучаю, ты у меня самый замечательный. А придя домой — погладить по голове, улыбнуться и посидеть вместе хотя бы пять минут.
— Как научиться, объясняя задание пятый раз, не переходить на крик? Где взять терпение?
— Вначале нужно понять, готовы ли вы быть домашним учителем или попросить об этом бабушку или дедушку. Лучше остаться для ребенка другом и советчиком, чем извечным раздражителем.
Еще одна важная деталь — не делайте уроки за ребенка. Посидите рядом (именно — посидите, а не стойте), посмотрите, чего он не понимает. Может быть, нужно напомнить правило, вспомнить формулу, подсказать, с чего начать. И ни в коем случае не кричите на ребенка. Если вы действительно его любите, не загоняйте его в угол. Вы же не хотите, чтобы он приобрел комплекс неполноценности, ненависть к учебе и неуверенность в собственных родителях!
Если тема непонятна, потренируйтесь на черновике, выполните задания, которые уже делали в классе, набейте руку, а потом принимайтесь за домашнюю работу.
Расскажите, какие предметы не удавались вам в школе. Ни в коем случае не приукрашивайте, лучше честно расскажите о том, как вы не любили русский язык или алгебру. Объясните, что эти предметы вам не удавались потому, что некому было их объяснить.
— Не секрет, что многие дети, особенно девочки, становятся отличницами только потому, что так хотели родители. Нужно и можно ли требовать от детей успехов по всем основным предметам?
— К сожалению, родители, особенно те, которые добились в жизни некоторых успехов, надеются, что их дети будут лучше, умнее, сообразительнее. Увы, у природы свой взгляд на генетику. У папы-инженера может родиться дочь, которой будет абсолютно неинтересен закон Ньютона, а у мам — преподавателей русской филологии сыновья часто пишут безграмотно.
Учиться на одни десятки — гигантский, непосильный труд. Как специалист могу сказать, что тот труд, который ребенок выполняет за год, исписывая неимоверное количество тетрадей, прочитывая книги и учебники и создавая поделки и рисунки, можно сравнить только с работой у мартеновской печи. Это нам, взрослым, кажется, что написать ряд букв одного размера и наклона — пустяк, а для малыша в шесть-семь лет это неимоверно тяжело. В 7— 9-х классах к учебе добавляются разгул гормонов, помощь родителям по дому, нагрузки на факультативах и кружках. Все это вместе стоит нескольких смен у той же мартеновской печи.
Главное, что требуется от родителей во время школьной жизни ребенка, — беречь его. Посочувствуйте своему малышу (а ведь даже двухметровый одиннадцатиклассник — это ваш малыш), дайте ему понять, что вы на его стороне. Не настаивайте на высоких отметках. Пусть он определит для себя те предметы, по которым он сможет приносить десятки, и неважно, какие он выберет. Постарайтесь, чтобы по остальным он учился удовлетворительно или хорошо. А вдруг его успехи по физкультуре — это первая ступенька к титулу «Лучший футболист планеты»?
Ребенок должен любить школу и не бояться ее, а для этого ему необходимо понимание со стороны родителей.
— Не возникает ли у учеников старших классов чувства тревоги, если не получается учиться на десятки и девятки?
— Тревожность школьника возникает не из-за самой оценки, а из-за отношения к ней в семье. Ни один ученик не виноват в том, что мамы и папы хотят, чтобы их сын или дочь получали только десятки. Это проблема не детей, а родителей, с которой, к сожалению, школьникам приходится сосуществовать.
Заметьте, в первом и втором классах оценки отменены (вместо них используются облачка, солнышки, градусники, линейки, одуванчики или ромашки с оторванными лепестками), а родители все равно пытаются узнать, как оценила их ребенка учительница. Мама все равно спрашивает у чада: «Как ты отвечал? Ты не запинался? Тебя не поправляла Марья Ивановна?»
К сожалению, некоторые взрослые забывают, что ребенок — это индивид, который имеет право на плохую отметку, прыжки через одноклассника на перемене, ненависть к скрипке или балету.
— Получается, что ребенок становится заложником идей и планов своих родителей…
— Конечно. Только в одном случае эти планы осуществимы, а в другом — нет. Чтобы не потерять веру в вас вашего ребенка, нужно строить планы в зависимости от умений, желаний и потребностей самого малыша. Нельзя заставлять ребенка прыгать выше головы. Познавательный и поисковый мотив, когда от учебы получаешь кайф, знаком не многим детям. Всегда есть 1— 3 предмета, где школьник успевает лучше, а остальные он просто учит.
И в этом случае десятка — очень вредная отметка. Она требует от ребенка неимоверных усилий и титанического труда. Я, например, считаю, что ставить ее можно ребенку только по 1— 3 предметным областям, там, где он действительно «пашет». Вот тогда это оправдано. А ставить десятки только за то, что ребенок сидит на перемене за партой, не бедокурит и всегда был отличником — крайне противная практика.
— Сколько нужно отводить времени на домашнее задание?
— Нельзя делать дома уроки больше двух часов в день. За это время нужно сделать все задания на следующий день. Посчитайте сами: шесть уроков — это уже шесть часов, два часа на домашнее задание, плюс еще кружок по английскому и секция каратэ с переездами и переходами улиц часа три в день. Итого — ребенок занят минимум 11 часов в день. Такую нагрузку выдерживает не каждый взрослый, что уж говорить о ребенке.
Учеба — это монотонный труд, который требует сосредоточенного внимания. Здесь важно создать обстановку. В непринужденной атмосфере уроки делаются легче. Положите перед ребенком на тарелке несколько кусочков яблока, дайте возможность, читая «Беларускую літаратуру» или «Анатомию», выпить чашку чая, предложите конфетку во время решения задач по физике, потрепите, проходя мимо, по голове — эти нехитрые приемы успокоят ребенка. На работе вы сами постоянно перекусываете — ребенку также необходима небольшая смена деятельности.
— Как помочь в учебе двухметровому чаду?
— Главное — беречь своего ребенка. Не обращать внимания, что сын уже выше папы или что девочка уже перепробовала все мамины духи. В этом возрасте завершаются половое созревание, физиологические изменения, вероятность успешной учебной деятельности становится ниже, так как силы организма уходят на рост и развитие. А как важно в этом возрасте получить опыт первых эмоциональных отношений, иметь друзей! И часто для подростка это не менее значимо, чем то, что происходит в школе. Школьник в этот период начинает готовиться к поступлению, нагрузка на организм колоссальная. Задача родителей — помочь ребенку правильно распределить силы. Некоторые выпускники, например, пролистав «Войну и мир» Льва Толстого в школе, через несколько лет возвращались к этой книге и прочитывали ее запоем. И это правильно: пролистав страницы книги, ребенок обезопасил себя и свой организм, а не полученные в школе знания добрал, когда смог.
Родители обязаны сходить в школу, проконсультироваться с классным руководителем и учителями-предметниками. Мама или папа должны знать, что у сына или дочки получается лучше, чтобы соотнести возможности ребенка и рынка образовательных услуг.
Главное, чтобы, выйдя из школы, ребенок чувствовал себя эмоционально и физически здоровым, психологически сильным. У него должно хватить сил не только на окончание школы, но и на дальнейшее обучение.