"100 дорог": Загадочный Феникс

Источник материала:  
19.10.2009 12:38 — Новости Общества
Недалеко от государственной границы Беларуси находится самый необычный район страны. Район, который пережил две смерти и три рождения, пришествие неандертальцев и беженцев из районов чернобыльского бедствия. Он считается самым молодым и самым старым одновременно. Хранит богатую историю и достояние всего государства.
 
"100 дорог": Загадочный Феникс

Городская деревня


Центральную площадь в Дрибине венчает оригинальное здание местного исполкома. Вместо привычной белой мраморной коробки – постройка с башней, часами и просторными коридорами.

"100 дорог": Загадочный Феникс

Такая необычная для районного центра архитектура – следствие тяжелой судьбы Дрибинского района. Из истории Беларуси его вычеркивали дважды: в 1935 и 1959 году. Последний раз район появился на карте страны в 1989 году. Возрождение административной единицы совпало с массовым исходом белорусов из чернобыльской зоны.
 
"100 дорог": Загадочный Феникс

Вместе с переселенцами к деревне Дрибин вернулся статус районного центра и государственная поддержка. Деревня расширилась до поселка, появились новые производства, которые после раскола СССР благополучно канули в Лету. Сегодня в Дрибине значимых предприятий нет. Единственная гордость – живущая за счет программы возрождения села строительная компания. В остальном Дрибин оправдывает свое сельское происхождение и хвастается ремесленниками, историей да влиятельными соседями.

Европейский валенок

Дрибинские валенки согрели не одно поколение белорусов, москвичей и заморских визитеров. Мастера шаповального дела из Дрибина гремели на весь мир, а сделанные с душой валенки становились предметом ажиотажного спроса. Деревенские мастера обували царей, вельмож и поэтов. В советские времена шаповальный бизнес захирел и ушел в подполье. На высоком государственном уровне о шаповальстве заговорили только сейчас. На прошлой неделе ремесло попало в список нематериальных культурных ценностей Беларуси. С подачи дрибинских историков вопрос о культурной инвентаризации шаповальства был рассмотрен на специальном ученом совете. Новый статус ремесла никаких благ самим шаповалам не сулит. Разве что о белорусских валенках задумается ЮНЕСКО.

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

Защита со стороны международной организации может обернуться солидными ассигнованиями. А деньги дрибинским шаповалам нужны. За счет инвесторов дрибинский историко-этнографический музей планирует развернуть собственное производство обуви из шерсти. Не опасаясь китайских шпионов, музейные работники охотно демонстрируют процесс производства валенок, намекая на эксклюзив и широкие рынки сбыта. В едином порыве дрибинские мастера грозятся обуть всю Европу.
 
Дескать, мода на валенки возвращается, а европейские модники и модницы уже сегодня готовы променять "Саламандер" на дрибинские валенки. Изысканности и шарма валенкам придадут стразы и орнамент из драгоценных камней. Благо украшательству можно поучиться у России, где валенки давно стали предметом зависти и невиданной роскоши.

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

Увы, до разработки бизнес-плана еще далеко. Чтобы попасть под крыло ЮНЕСКО, нужно пройти проверку временем и бюрократами. Так что пока дрибинские мастера работают по домам, довольствуясь редкими продажами на городских и сельских рынках. К сожалению, до Беларуси мода на валенки еще не докатилась. Неактуальную обувку покупают разве что старики да младенцы. Для остальных валенки – глупость и анахронизм. К тому же цена на дрибинскую обувь кусается. Валенки ручной выделки обойдутся в 80-200 тысяч рублей. За эти же деньги белорусам будут рады в любом обувном магазине.

Сельский Лувр

В дрибинском музее таятся культурные сюрпризы. Помимо уголка шаповалов в невзрачной музейной постройке обитает коллекция икон. На балансе у поселкового оплота истории и культуры 126 икон, большая часть которых давно справила столетний юбилей. Музею они достались "по наследству" от брестской таможни. Каким образом религиозный конфискат попал в Могилевскую область, можно только догадываться. Музейные работники объясняют все далеким 1998 годом и волей Министерства культуры. Не исключено, что сегодня на такой шикарный подарок селу самое культурное ведомство страны не решилось бы.

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

Балансовая стоимость икон составляет несколько сот тысяч долларов. Коллекционеры готовы платить больше – 2-3 миллиона. К святым ликам приценивались русские, американцы и итальянцы. Заглядывали в небольшую комнатку и святые отцы. Вернуть иконы церкви они не предлагают. Нет смысла, так как конфискованное искусство числится на балансе у государства, а оно с народным достоянием расстаться не готово. Церковные визиты ограничились святой водой и молитвами.
 
"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

Стены дрибинского музея иконы не покидали вот уже одиннадцать лет. Не исключено, что через год-два святые лики таки увидят свет. Деревенскую коллекцию ждут на выставке в Милане. Итальянцы готовы оплатить все расходы по доставке ценного груза. Дрибинским специалистам остается найти средства на реставраторов и оформить соответствующие документы. Уверенности в том, что все получится, у работников музея нет. Реставраторы нынче в цене, и за один самовар они дерут по 100-200 долларов. Во сколько обойдется опись и частичная реставрация старинных икон, сложно даже предположить. По умолчанию таких денег у дрибинского музея нет. Государственная казна обещала ассигновать средства на новое здание и проекты, но из-за кризиса слово не сдержала. Так что поездка в Милан и сохранность коллекции, которая пребывает в неприспособленном помещении, в руках Господа.

Темный лес

Среди пусть и не влиятельных, но именитых соседей Дрибина – село Темный Лес. Всю прелесть названия местные жители ощущают каждый раз, когда называют место рождения в дотошных ведомствах и организациях. Больше всего страдают "лесные" призывники. Для них "Темный Лес" – это и Родина, и проклятие одновременно.

Поселение возникло давно по панской прихоти – как плацдарм для переправки дерева. Старожилы говорят, что раньше на месте деревни стоял темный лес, в котором охота и собирательства были запрещены.

До темнолесья цивилизация добралась вместе с Октябрьской революцией. Ворвалась в размеренную сельскую жизнь на тракторах и паровозах. Менять неблагозвучное название большевики не стали. Так Темный Лес и вошел в современную историю Беларуси.

Сегодня деревня – стратегический объект. Рядом с ней лежит железный путь из Кричева в Оршу. За счет уже современного пассажирского и грузового сообщения деревня и кормится.

Председатель местного сельсовета – боевая женщина, которая и коня на скаку остановит, и день в деревне организует. Аккурат к большому празднику реанимируется местная ферма. Молока от нее пока не видали, но планы на надои большие. Аналогичные чаянья наблюдаются и на демографическом фронте. В этом плане Темный Лес может дать фору даже малым городам Европы. В сельском садике нет мест уже давно.
 
"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

"100 дорог": Загадочный Феникс

Для деревни 18 детских мест – большая редкость и гордость. На фоне умирающих поселений Темный Лес смотрится бодро и весело. Летом деревню осаждают туристы, осенью – грибники. Зимой местные жители развлекаются поездками в настоящую и возможную (Могилев) столицы, заглядывают в Дрибин к родственникам и знакомым. Словом, ни намека на темное прошлое.

Народная мутация

Рядом с Темным Лесом притаилась деревня Гололобовка. Досужие интернет-пользователи предполагают, что именно с этого поселения Дрибинского района и началась интимная депиляция белорусов. Местные историки все отрицают и вместо лобка указывают на лоб.

В истории деревни нашлось место преступлению, наказанию и генной мутации. Если верить уроженцам Гололобовки, то за название деревни отвечает проворовавшийся житель Темного Леса. Вернее, его лысина, которая передавалась из поколения в поколение. Старожилы уверяют, что дети отщепенца рождались абсолютны лысыми и не знали о густой шевелюре ни в юности, ни в глубокой старости.

С годами гладкий череп перестал быть достопримечательностью Гололобовки. Зато сама деревня сдала и стала лысой на подворья и молодые семьи. Сейчас Гололобовка хвастается всего четырьмя дворами, разбросанными по всей территории населенного пункта. Скоро исчезнут и они.

Впрочем, в Дрибинском районе есть еще как минимум две деревни, чья история наравне с Гололобовкой связана с биологическими мутациями. В легендах говорится и о малом росте, и о фантастической силе.

Для Дрибина законы Дарвина не пустой звук. Умирая и возрождаясь, как птица Феникс, Дрибинский район мутировал постоянно. У района три дня рождения, две даты смерти, необычная история и интересные люди. Таким наследием не может похвастаться никто.

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Запчасти для людей

"100 дорог": Махровый путь (фото- видеорепортаж)

Видео "100 дорог": Укрощение гигантов

Генеральный партнер проекта

"100 дорог": Загадочный Феникс ИП "Велком" (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) – первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси. С ноября 2007 года компания входит в состав mobilkom austria group – одного из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы. Вместе с нашими клиентами мы движемся вперед, чтобы делать жизнь людей лучше, предлагая передовые услуги связи.

Технический партнер проекта

"100 дорог": Загадочный Феникс

 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.

 
"100 дорог": Загадочный Феникс Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.

Партнер проекта

"100 дорог": Загадочный Феникс Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса.


←Ralph Lauren увольняет моделей за лишние граммы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика