Совместный сплав
Совместный сплав
О программе развития белорусской части Августовского канала на 2009 — 2011 годы |
На Августовском канале снова стало пусто. С наступлением осенних холодов туристы там редкие гости. Это летом они могли запросто разбить палатку на берегу или отправиться в водное путешествие на байдарке. Теперь на такое отважится не каждый. Спрятаться же под уютную крышу кемпинга или отеля, посидеть за столиком кафе или ресторана, найти другие развлечения в холодное время года — мечта. Пока несбывшаяся.
Почему же за три года эксплуатации водная жемчужина в живописном и чистом уголке в 30 километрах от Гродно так и не стала местом «паломничества путешественников»? Что мешает наладить там культурный туризм, который не будет ограничен лишь сезонными рамками? Проблема уже набила оскомину, но решается она слишком вяло...
А ведь недавно Совет Министров принял Государственную программу развития белорусской части Августовского канала на 2009 — 2011 годы. В обустройство инфраструктуры предполагается вложить почти 10,8 миллиарда рублей, из них 9,7 — из местного бюджета. И это при том, что на реконструкцию уже израсходовано около 40 миллиардов рублей. На берегах канала согласно документу появятся кафе с гостиницей, торговые павильоны, рыбацкая деревня, музей королевской охоты, автостоянки, дороги и многое другое. Часть средств уйдет на обновление близлежащих архитектурных памятников, в том числе знаменитых бетонных гродненских фортов.
Но не уплывут ли деньги вместе с августовской водой? Когда же удастся не только вкладывать огромные бюджетные средства, но и получать от канала прибыль? Не сомневаюсь, что без приема и обслуживания иностранных туристов тут не обойтись. Зарубежные гости не прочь у нас отдыхать.
Но пока совместные проекты с польской стороной, где проходит основная часть канала, ограничиваются лишь редкими сплавами на байдарках. Отлаженной системы общего использования водной артерии до сих пор нет. Чтобы устранить эти барьеры, в Гродно на днях побывала по приглашению представительная делегация из соседнего Подлясского воеводства Польши. Председатель Гродненского облисполкома Владимир Савченко отметил, что своеобразным прорывом в отношениях могло бы стать открытие международного судоходства на канале. Но пока 7–километровый участок на польской части для этого не приспособлен. Воевода Подлясского воеводства Матей Живно заверил, что проектные работы там уже ведутся, а ремонт участка начнется весной будущего года.
Одной проблемой станет меньше. Хороший результат встречи, которая впервые прошла в таком составе — в присутствии также посла Республики Польша в Беларуси Генрыка Литвина, маршалка Подлясского воеводства Ярослава Двожаньского. Канал наконец–то получит сквозной проход. Учитывая, что с ожидаемым введением Беларусью и Польшей упрощенного перемещения людей, живущих в 30–километровой приграничной зоне, возможность путешествовать по обе стороны границы заметно облегчится. Но вряд ли 12–часовой вояж на теплоходе по каналу всем придется по душе. Захочется выйти на берег. Вот только предложить гостям нам там нечего. Разве что глоток чистого воздуха...
Такая ситуация, несомненно, будет сдерживать приток иностранных туристов. И не только польских. Принятая у нас программа развития белорусского участка канала со временем должна исправить это положение. Чтобы в ходе ее реализации не допустить ошибок, стоит, на мой взгляд, изучить опыт соседей. В польском городе Августове и его окрестностях туристическая инфраструктура тоже возникла не сразу. Но теперь там десятки отелей, домов отдыха. Для богатых гостей и туристов со средним достатком, для молодежи и любителей охоты или рыбалки.
И это еще не все. Матей Живно увлеченно рассказал, что на канале начинается строительство крупной санаторной базы, объектов «конференционного» туризма на тысячу человек. Появятся новые отели, усадьбы, велосипедные и лыжные трассы... Все это позволит использовать объект не только летом, но и зимой. Кстати, к развитию августовской инфраструктуры подключаются еще четыре воеводства, потому как одному Подлясскому со всем объемом работ не справиться.
Значительную часть расходов польская сторона намерена покрыть средствами Евросоюза. Однако и у нас есть возможность воспользоваться этой ситуацией. Подлясский воевода предложил совместно осваивать выделенные деньги в рамках программ трансграничного сотрудничества.
Автор публикации: Иосиф ПОПКО