Покупки в интернете: как избежать обмана
25.09.2009 12:33
—
Новости Общества
Фото shopsland.org |
Сколько стоит гарантия на товары от $10 тысяч?>>>
В один день мне понадобилось совершить две покупки в интернет-магазине. И два раза меня попытались обмануть. Первой вещью был фотообъектив. Выбрала из четырех магазинов самый популярный по отзывам. Созвонилась. Товар привезли довольно быстро. Но то, что в гарантийном талоне был указан не соответствующий данным на сайте срок гарантии (вместо 24 месяцев - 12), я увидела, когда курьер уже уехал.
Правильный талон взамен на старый мне привезли через день.
В этот же день мне понадобился в подарок домашний телефон. Покупала уже в другом интернет-магазине. Но история практически повторилась. Привезший телефон курьер открыл коробку, показал заполненную гарантию. А вместо обещанных 24 месяцев - я увидела цифру 12.
- А что же они меня не предупредили?! - продавец сделал возмущенный вид. - Что делать?..
Он знал, что мне нужно торопиться, но привез телефон с опозданием, и предложил:
- Давайте правильный талон я как-нибудь подвезу…
- Когда?! - спросила я довольно резко, и продавец быстро предложил перезаполнить талон, подойдя к его машине.
Заполненный неправильно талон он измял, внес данные со штампами в техпаспорт, одна из страничек которого, кстати, и была предусмотрена для размещения данных о дате продажи, данных о продавце, подписи. При этом объяснил, "что это в новых моделях в этом году гарантия стала 24 месяца". Курьер также сказал, что если телефон не подойдет, то в течение 14 дней его можно вернуть.
Чека в обоих случаях мне не дали.
Что гарантирует гарантия
Как рассказали в Белорусском обществе защиты потребителей, по закону продавцы должны выдавать чек или любой другой документ (например, отрывной талон), подтверждающий факт оплаты.
- Если нет чека, то документом, подтверждающим факт покупки, будет являться гарантийный талон. Хотя впоследствии без чека покупателю будет проблематично доказать, сколько было уплачено за товар, - пояснила председатель Объединения Анна Суша.
Куда обратиться за помощью Министерство торговли Республики Беларусь – тел. (8 017) 2234202; 2278008; Отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой Управления предпринимательства Мингорисполкома – тел. (8 017) 2202881, 2202891 Общественное объединение "Белорусское общество защиты потребителей": "горячая" линия – (8 017) 2629608 юристы - (8 017) 2268421 эксперты – (8 017) 2629608 E-mail:potrebitel@nsys.by Минская городская организация защиты потребителей – (8 017) 2663178 Брестская областная организация защиты потребителей (8 0297) 287033 Гомельская городская организация защиты потребителей (8 0232) 485745 Гродненская городская организация защиты потребителей (8 0152) 740075 Могилевская городская организация защиты потребителей – (8 0222) 229392 |
Что касается срока гарантии, "его устанавливает производитель, а продавец этот срок только сообщает. Но если срок гарантии не установлен, то это должен сделать продавец".
В течение 14 дней с момента покупки потребитель имеет право возвратить товар, который ему не подошел. За исключением тех, что включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. В данном случае товары, имеющие гарантийный срок (в техническом паспорте или заменяющем его документе есть отметка о дате продажи), обмену и возврату не подлежат.
- Я знакома со случаями, когда торговля идет навстречу своим потребителям, и продавец говорит, что "я не делаю отметки о дате продажи, а вы посмотрите дома, каков этот товар в использовании, и можете в течение 14 дней его обменять или возвратить", - рассказывает Анна Суша. - Но, с другой стороны, если потребителю понравился товар, и он сделал отметку о дате продажи, то срок гарантии начинается с даты изготовления. При наличии отметки - с момента продажи.
О случае недействительного гарантийного талона нам рассказала читательница, пожелавшая остаться неизвестной и не выдавать продавца:
- Купила у соседа, который имеет свой интернет-магазин, мобильный телефон. Он предоставил гарантийный талон с адресом, куда можно обратиться, если что не так. Но сказал, чтобы туда я не обращалась, а приносила телефон прямо ему. Потому что по указанному адресу меня не примут. На вопрос, что в таком случае делать покупателям, которые его не знают, он так и не ответил…
И еще один случай. Девушка покупала зеркальный фотоаппарат в интернет-магазине, у которого есть собственная торговая точка, куда она и пришла. "Коробку с камерой вскрыли только при условии, что фотоаппарат я куплю. Только потом мне разрешили фотоаппарат протестировать".
Как прокомментировали ситуацию в Белорусском обществе защиты потребителей, продавец в данном случае был неправ и должен был продемонстрировать товар в действии. "Потребитель должен иметь гарантию, что товар качественный".
Как не дать себя обмануть
Советы от Белорусского общества защиты потребителей
О чем нужно не забывать, совершая покупки в интернете, рассказала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша:
- Из нескольких десятков звонков или электронных обращений, ежедневно поступающих в ОО "Белорусское общество защиты потребителей", как правило, 5-6 - с жалобами на покупки через "всемирную паутину". Зачастую здесь товар дешевле, ведь продавцу не надо содержать склады, торговые точки, платить за аренду. Но зато и найти потом адрес, куда можно прийти в случае проблем, сложнее, а то и невозможно. Покупатель может направлять письмо за письмом, а ему не будут отвечать.
Чтобы защитить себя, нужно:
- Во-первых, не соблазняться слишком дешевой ценой. Если она чисто символическая, то и товар, как правило, соответствующий. Где бывает бесплатный сыр, известно всем.
- Во-вторых, необходимо, чтобы продавец продемонстрировал товар в действии и дал практические рекомендации по правильному использованию.
- В-третьих, продавец должен выдать документ, подтверждающий факт продажи. Это может быть квитанция к кассовому ордеру, отрывной талон или другой заменяющий документ с данными о продавце, предпринимателе или фирме - с юридическим адресом, а также наименованием изделия, стоимостью и датой продажи.
- В четвертых, если товар сложно-технический, то должен прилагаться паспорт с информацией о свойствах на русском или белорусском языках, штампом о продаже, местом нахождения сервис-центра. Последний должен быть в пределах досягаемости, чтобы обратиться в случае поломки.
Адрес производителя может быть заграничным, но и его нужно знать, чтобы впоследствии можно было заявить претензию.
Все это не означает, что по интернету продают бракованную технику. Нет, она может быть изначально качественной. Но просто, если покупатель не будет соблюдать рекомендации при покупке товаров, не позаботится о гарантийном обслуживании, то могут возникнуть и неразрешимые проблемы, связанные с приобретением товара.
Уважаемые читатели, поделитесь вашим опытом покупок (удачных и неудачных) в интернете!