Белорусское гостеприимство

Источник материала:  
19.09.2009 11:08 — Новости Общества

Азербайджанца, прожившего в Беларуси 14 лет и имеющего здесь троих детей, выгоняют из страны.

Брестчанин Зия Мамедов, отец троих детей, который уже пять месяцев содержится в местном ИВС, написал жалобу в суд Центрального района г.Минска на решение о депортации его на два года, которое вынес Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь.
 
Самое странное то, что, прожив в Бресте 14 лет и создав тут многодетную семью, ни от кого не скрывался, не совершал преступлений, но тем не менее угодил под высылку, несмотря на то, что внёс свою посильную лепту в укрепление демографической безопасности нашей страны.
 
И самое жестокое - накануне получения женой своего жилья, трёхкомнатной квартиры, построенной в кредит. Таким образом официально и насильно разобщают молодую и крепкую семью. Только по одной причине: он не по своей воле оказался без временной регистрации.
 
… Его жена коренная брестчанка Наталья Мамедова пришла к одному из заместителей начальника Брестского РОВД. Привела с собой двух сыновей - 8-летнего Эюба и 10-летнего Салима. Третий - 5-летний Самуил - был в это время в садике. Она спросила его: на что содержать детей и как их воспитывать? Милицейский начальник ответил, что это - не их проблемы.. Получилось почти по Крылову: у сильного всегда бессильный виноват.
 
Без бумажки ты - букашка
 
… 33-летнего Зию Мамедова милиционеры задержали в д.Черни Брестского района в апреле этого года, куда он приехал вместе с другом. При нём не оказалось паспорта гражданина Беларуси и никакого документа, удостоверяющего личность. Формально - нарушение Закона РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
 
Милиционеры, проверившие паспортный режим, доставили его в Брестский РОВД, составили протокол о задержании. Не помогли свидетельства о рождении и браке, которые туда принесла жена. Мужа отправили за решётку ИВС послали запрос на родину в Азербайджана: не преступник ли он, не в розыске ли? Оттуда прислали справку: не задерживался, в общем, ёнормальный человек.
 
В изоляторе его и настигло постановление начальника Брестского райотдела милиции А.Проневича от 17 июня с.г. - о наложении мизерного штрафа в 3,5 тысячи рублей и его непереносимой депортации в Азербайджан до 8 июля с.г. - с закрытием въезда в Беларусь на 2 года. Срок высылки уже истёк.
 
«Если его депортируют, то семья будет разбита, дети останутся без отца и средств к существованию, а я с тремя детьми - без мужа, - с неподдельной печалью в глазах говорит Наталья Владимировна. - На свободе он, хоть и нелегально, но зарабатывал и в семью деньги приносил. А когда его заперли за решётку, то от него в дом - ни копейки. Приходится одной тянуть лямку на зарплату помощника воспитателя в 320-345 тысяч рублей. Пособие на детей не получаю, потому что у меня есть муж, который при назначении пособия на детей должен указать свои доходы. А он их не может показать, потому что не имеет права работать легально, так как не имеет регистрации».
Добавим, что в Беларуси минимальный потребительский бюджет семьи из четырёх человек составляет с 1 августа с.г. 387,9 тысячи рублей в месяц - в расчёте на каждого члена семьи. В семье Мамедовых уже пять месяцев на каждого получилось по 88 тысяч рублей, то есть около 3 тысяч в день на каждого, или гораздо ниже так называемой «черты бедности».
 
Незначительно улучшила ситуацию адресная материальная помощь, оказанная в 2009 году администрацией Московского района г.Бреста (150 тысяч и 179 тысяч рублей).
 
Чтоб не стать «пушечным мясом»
 
… В 1993-м году, когда распад СССР стал реальностью, разгорелся кровопролитный армяно-азербайджанский Карабахский конфликт. Несмотря на то, что ему было всего 17 лет (при Союзе - непризывной возраст), в азердайджанскую армию тогда «мели» всех, особенно не церемонились с сельскими парнями (Зия жил в селе Долляр-Джырдахан Шамкирского района). Чтобы не стать «пушечным мясом» и не воевать с армянами в непонятной ему войне, он чудом сумел пройти через военные патрули на дорогах и уехать в Россию. Там два года работал гастербайтером, пока не переехал к родной тёте в Брест. С городом над Бугом у него связаны детские годы. В 6-месячном возрасте мать привезла его сюда к родной сестре из-за тяжёлого материального положения. Здесь он пошёл в детский сад-ясли. В 6 лет его забрали назад, в Азербайджан.
 
Жил с тётей в однокомнатной квартире по б.Космонавтов. Однако вместо прописки ему как иностранцу давали 45-дневную регистрацию и потом продляли её. Как будто он не постоянно проживал, а приехал в гости к родственникам. А на временное проживание в течение года не хватало то ли жилплощади, то ли близкого родства. Но регистрация продолжалась недолго. В 2001 году тётя, продав квартиру, уехала к родственникам в Бобруйск.
Наталья Левина познакомилась с Зиёй Мамедовым в 1997 году, через три года поженились. Один за другим родились сыновья.
 
На первых порах Мамедовы снимали квартиру, но это было слишком накладно. Пришлось Наталье с семьёй возвращаться в родительскую двухкомнатную квартиру на ул.Набережную, где жила её старшая сестра.
 
Падающего подтолкни?
 
Старшая сестра была против всякого проживания под одной крышей с лицом кавказской национальности. И как равноправный наниматель не давала согласие «по национальному признаку» на проживание Зии Мамедова: «Лягу трупом, но не пущу!». А младшая сестра Наталья души не чаяла в муже: добрый, негулящий, заботливый, любил детей, водил их в садик, а если надо, - врачам, выполнял всё по дому, зарабатывал деньги, где придётся… Но нашла коса на камень: в материнскую квартиру пришлось заселяться с помощью милиции.
 
А тут вторая незадача. По постановлению Совмина Рб (№1492 от 29.10.2002 года) паспорт гражданина СССР стал недействительным на территории Беларуси, посему ему отказали во временной регистрации. Мол, оформляй паспорт гражданина Азербайджана, а потом занимайся видом на жительство. Как назло, в Московском РОВД потеряли советский паспорт Мамедова, который он сдал по требованию милиционеров. На запрос ему ответили, что «установить его местонахождение не представляется возможным». Есть предположение , что его просто уничтожили как недействительный.
 
«Несколько раз в 2003-2004 годах мужа забирали как незарегистрированного в органах внутренних дел, составляли протоколы, грозились депортировать», - вспоминает Наталья. Любопытен ответ заместителя председателя Брестского облисполкома Николая Кривецкого: «Ваш супруг может получить разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, но для этого ему необходимо представить в орган внутренних дел по предполагаемому месту проживания документы, подтверждающие возможность такого проживания (согласие проживающих там лиц и наличие жилплощади)».
 
Буквально через десять дней они выполнили эти условия: друг согласился прописать его у себя. Супруги обратились в паспортный стол Московского РОВД г.Бреста, где нас отослали к руководству райотдела. В конце концов мужу снова было отказано в регистрации: «Пусть едет к себе на родину - нам такие не нужны». И мы ушли не солоно хлебавши. Получилось, что тебе за глаза говорят «можно», а в глаза - «нельзя»!
 
Наступило недолгое перемирие: милиция, хоть ничего и не сделала, чтобы узаконить пребывание Мамедова в Бресте, но и не мешала семье жить. Если бы не злополучное задержание в Чернях.
 
Уже будучи помещённым в ИВС, Мамедов написал жалобу на постановление райотдела милиции в суд Брестского района о том, что считает наложенное на него взыскание о депортации слишком суровым - без учёта его семейного положения и находящихся на иждивении трёх малолетних детей. Он просил изменить меру наказания. Однако районный суд оставил жалобу без удовлетворения, как впоследствии и областной суд.
 
Создаётся впечатление, что в данном случае обвинители и защитники - это игроки одной и той же команды правопорядка, но с разными функциями. Одни задерживают, обвиняют и садят, другие защищают по долгу службы или спустя рукава. Не является ли эта история напоминанием Ницше: «Падающего подтолкни»?
 
Законодатель позволил
 
Ситуацию комментирует заместитель начальника управления по гражданству и миграции УВД облисполкома Александр Томашев:
 
- На территории Республики Беларусь действует Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Поэтому иностранные граждане должны руководствоваться и действовать согласно этому закону, в частности, быть в определённые сроки зарегистрированным в органах внутренних дел. При дополнительных оснований - наличии в Республике Беларусь супруги, родителей, близких родственников, работы - можно оформить временное пребывание в Бресте сроком до одного года.
В данном случае Мамедову, который неоднократно обращался к нам, был разъяснён порядок пребывания: для нахождения в Беларуси ему необходимо было иметь документ, удостоверяющий его личность, то есть паспорт гражданина Азербайджана. Для чего ему нужно было обратиться в Посольство Азербайджана в Республике Беларусь.
 
Получить временную регистрацию по паспорту гражданина СССР он не мог, так как этот документ был на то время уже недействителен. Поэтому Мамедову было отказано даже при том, что он нашёл на стороне жилплощадь и получил согласие проживающих на ней лиц. Прописаться в квартире своей тёти он также не мог из-за нехватки там жилплощади. А на прописку в квартире своей жены не было положенного согласия её старшей сестры, которая занимает одну из комнат.
 
- А стоило ли так долго держать Зию Мамедова в ИВС Ленинского района? Возможно ли было освободить его под подписку о невыезде сразу после установления его личности?
 
- Согласно постановлению Брестского РОВД от 17 июня с.г., гражданина Мамедова содержали в ИВС до решения о его депортации под конвоем, где записано: «Имеются основания полагать, что гражданин Мамедов З.С. добровольно не покинет пределы Республики Беларусь». Что мешает ему, собрав жену и детей, уехать в Азербайджан, с которым у нашей республики налажены хорошие отношения? Тем более, что когда мы обратились в Посольство с запросом, оно выдало нам свидетельство на возвращение Мамедова домой, то есть никто не препятствует его возвращению на родину. Притом эта депортация - Брест-Минск-Баку - осуществляется за бюджетные деньги.
 
- Может, депортация под конвоем - слишком суровое наказание для того, кто уже 14 лет жил, работал, обзавёлся многодетной семьёй в Беларуси?
 
- За нарушение правил пребывания на территории Беларуси законодатель позволил нам применять такую дополнительную меру как депортация.
3 августа Зия Мамедов, находясь в ИВС, подал в Управление по гражданству и миграции УВД облисполкома ходатайство о предоставление ему статуса беженца «с целью воссоединения семьи». Что после этого?
 
Ходатайство зарегистрировали, провели первичный опрос Мамедова, заполнили анкету, разъяснили его права и обязанности. Все собранные документы послали в Минск, в Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, однако там ходатайство не удовлетворили.
Если бы удовлетворили, то ему выдали бы удостоверение беженца, то есть вид на жительство, - и живи себе, как человек. А сегодня он - под дамокловым мечем депортации.
 
Теперь у Мамедова, его жены и малолетних детей одна надежда - на жалобу в суд Центрального района г.Минска. Притом отдала жена мужу на подпись экземпляр, подготовленный правозащитником Владимиром Малеем, чуть ли не с боем: мол, пусть этим делом занимается официальный юрист и т.д. Если обжалование даст отрицательный результат, то бедолага будет депортирован под конвоем.
 
В Управлении по гражданству и миграции Наталью Мамедову успокаивали: у вашего мужа есть возможность ходатайствовать о возращении к семье в Брест до истечения двухгодичного срока депортации - уже через год. Но при условии, если у него на руках будет паспорт гражданина Азербайджана.
 
Странно получается: с одной стороны, МВД Беларуси отвечает за выполнение подпрограммы оптимизации миграционных процессов, которая входит в Республиканскую программу демографической безопасности на 2007-2010 годы, и взялось обеспечить в Брестской области ежегодный прирост населения не менее чем на 800 человек, в основном за счёт внешней трудовой миграции. То есть принимает решения о предоставлении временного и постоянного проживания иностранцам - специалистам, в которых нуждается Беларусь. А с другой стороны, сами милиционеры создают такие условия, чтобы уменьшать тот прирост - за счёт таких мигрантов, как Мамедов.
 

←Каждый брестский таможенник дал стране 400 миллионов рублей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика