Инспектор ГАИ: Для иного колхоза сама поездка на технический осмотр — серьезные расходы
То, что кажется диковинным частному автовладельцу, здесь в порядке вещей. Старший инспектор областного управления ГАИ Владимир Глушаков останавливает очередной пыльный грузовик. Водитель мечется внутри кабины в тщетной надежде найти хоть какой–нибудь документ. Видавший виды ГАЗ остывает у обочины, когда еще доведется отдохнуть...
Собственно, в ГАИ предполагали, что
рейд по проверке сельхозтехники будет напряженным. И в
автоинспекции давно бьют в колокола: «Состояние техники
плохое, штрафы проблему не решают».
...Первое впечатление было приятным. В
Гомельском районе завернули в колхоз имени Ленина. На
поле ждут загрузки несколько грузовиков. Довольный
водитель МАЗа предъявляет полный комплект документов.
Причина его радости выяснилась через минуту: машина
первый раз за 5 лет прошла техосмотр.
Дальше - как отрезало. Тракторист КСУП
«Хальч» Ветковского района пытается на словах рассказать,
какие документы есть у него, трактора и прицепа с
соломой. Сам понимает, что получается плохо. Документы «в
гараже». Когда пройден техосмотр, помнят старожилы. У
прицепа - ни фонарей, ни тормозов.
Майор Глушаков терпеливо объясняет
водителю:
- В Гомеле был случай. Буксировали так
строительный вагончик. Тракторист попытался остановиться
на перекрестке, тормозные ленты сорвало... Погибла
девушка. Пока в хозяйствах к прицепам относятся, как к
ведру на привязи. Но общий вес вашего прицепа - тонн
шесть. Где гарантия, что он не сбросит вас с
дороги?
Инспектор Павел Матюшенко жезлом
тормозит ГАЗ. Машина старенькая, но выглядит бодро.
Техосмотра нет.
- Да у вас всегда водитель крайний! -
неожиданно контратакует шофер. - Сначала одно, потом
другое - вот и не прошли ТО, не успели. А теперь, хоть
лопни, никак я эту отметку не получу, пока сезон не
кончится. И вообще, это руководителю вопросы задавать
надо!..
- Зададим, - обнадеживает Матюшенко, -
не сомневайтесь.
Следующий ЗиЛ - снова из «Хальча» -
закрепляет «успех» товарища: тормозная система
неисправна, техосмотр не пройден.
Очередной «антикварный» ГАЗ-53
принадлежит ЧСУП «Радуга-агро». Водитель божится, что все
документы есть. Но, разумеется, в гараже. Вопрос о
прохождении государственного технического осмотра звучит
простой формальностью. В кармане только путевой лист,
подписанный кем-то из начальства. Это, кстати,
единственный документ, которым смогли похвастаться все
как один водители. Иначе никак - зарплату не
начислят.
Картина нарисовалась довольно
однообразная: тракторы без документов и габаритов, «ведра
на привязи», добитые грузовики, водители, ссылающиеся на
начальство, которое «послало»... Лишь однажды
посчастливилось увидеть непросроченную отметку о
техосмотре - раритет! И протоколы, протоколы...
- А почему вообще сели за руль, зная,
что машина не прошла ТО?
- А как откажешься?! Ты не поедешь - другого
посадят.
Очевидно, корень проблемы нужно
искать в конторе, где сидит начальство. Едем туда. Но
застать руководителя в кабинете нынче невозможно.
Главного инженера колхоза «Хальч» Валерия Куца отыскали
около зернохранилища.
- Да меня на днях штрафовали за это
же! - эмоционально воспринимает наш визит он. - Скажите,
может, вы знаете, что мне надо теперь сделать? Сорок лет
в этом хозяйстве, два года до пенсии осталось... Брошу
все, уйду!..
В ГАИ на такие крики души отвечать не
уполномочены - не их компетенция. Есть факт: нарушены
правила, под угрозой безопасность водителя и окружающих.
Но Глушаков и сам понимает: только штрафами проблему не
решить.
- Мы понимаем, что для иного колхоза сама поездка на технический осмотр - серьезные расходы, - Глушаков пытается рассматривать ситуацию в комплексе. - Из некоторых хозяйств еще попробуй доберись до диагностической станции, при том, что бензин на вес золота. В то же время у многих машин вполне нормальное состояние, могли бы получить эту отметку. Возможно, стоит частично вернуть советскую систему осмотров с выездом специалистов в хозяйства...